Фото №1 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Портрет Отто Вагнера работы Готлиба Теодора Кемпфа фон Хартенкампфа, 1896.

ФАКТЫ

  • 13 июля 1841 года в семье придворного нотариуса родился будущий архитектор Отто Вагнер (Otto Koloman Wagner).

  • В 1862 году Отто Вагнер окончил Венскую академию искусств.

  • В 1872 году реализован один из главных ранних проектов Вагнера — синагога на улице Румбах в Будапеште.

  • В 1894 году Отто Вагнер становится профессором Венской академии искусств и главным архитектором Венского штадтбана.

  • В 1889 году на улице Линке Винцайле появляются три знаменитых доходных дома по проекту архитектора.

  • 11 апреля 1918 года Отто Вагнер ушел из жизни. Похоронен на кладбище Хитцинг в Вене.

Фото №2 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Мост Шемерльбрюкке по проекту Отто Вагнера также называют «мостом со львами» благодаря украшающим его скульптурам работы Рудольфа Вейера.

Почти за полвека работы Отто Вагнер проделал интересный путь — от историзма до его жесткого, сердитого, решительного отрицания. Эта эволюция любопытна еще и тем, что к своим новаторским идеям Вагнер пришел уже в зрелом возрасте, на закате пятого десятка. До этого около 25 лет он строил дома в исторических стилях, а потом сам же поднял бунт против «фальшивой» старины.

Фото №3 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Фасад Дома с глашатаями украшен коваными решетками и позолоченными декоративными элементами по эскизам Коломана Мозера.

Отто Вагнер родился в 1841 году в предместье Вены в семье нотариуса. Рано потерял отца, но стараниями матери получил достойное архитектурное образование. Работать начал в начале 1860-х, и долгое время основным жанром Вагнера были доходные дома: в этот период шла активная застройка Рингштрассе, опоясывающей старый центр. Один из ярких примеров вагнеровского стиля тех лет — эклектичный дом на улице Шоттеринг, будто сшитый из лоскутов разных эпох: античные элементы фасада, красно-черный узор, отсылающий к Средневековью и Ренессансу.

Фото №4 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Эскиз для Венской академии искусств, 1898.

В тот же период Отто Вагнер построил виллу для своей семьи. «Вагнер I», как называют теперь этот особняк, — тоже дань историзму: симметричная планировка, портик с колоннами. Правда, сюда уже осторожно, через окна, заглядывает зарождающийся модерн: одну из комнат архитектор дополнил витражами в духе ар-нуво по эскизам художника Адольфа Бема.

Фото №5 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Вилла «Вагнер I», 1888.

Все меняется в 1890-е. Отто Вагнер получает пост профессора Венской академии изобразительных искусств и пропагандирует студентам ценности Nutzstil — «стиля практической полезности», утилитаризма. Отныне его девиз звучит радикально: «Непрактичное не может быть прекрасным». Общество меняется, ему нужны новые «честные» материалы (Вагнер одним из первых экспериментировал с железобетоном), а также новые формы, убежден он. «Максимум удобства и максимум чистоты» — вот актуальные задачи дизайна. Но на практике ни сам Вагнер, ни его студенты не перешагнули в один момент через декоративность к чистой функции. И хорошо, иначе бы Австрия лишилась многих памятников Венского сецессиона.

Фото №6 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Интерьер апартаментов в доме на Кёстлергассе

25 лет Отто Вагнер строил дома в исторических стилях, прежде чем поднять против них бунт

Фото №7 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Винтовая лестница в Доме с глашатаями.

Среди основателей этого движения были ученики Отто Вагнера: Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann), Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich) — автор знаменитого Дома сецессиона на Карлсплац. Сам же Вагнер примкнул к Сецессиону спустя год после основания, в 1899-м. В это время он заканчивает работу над крупнейшим проектом — Венским штадтбаном, системой общественного транспорта. И его работы вовсе не так скупы и строги, как лозунги. Самые известные вагнеровские объекты штадтбана — входы на станцию «Карлсплац»: легкие, лаконичные постройки украшены изящным чугунным литьем и растительным орнаментом в стиле ар-нуво. Тогда же архитектор строит в Вене три дома с почти вызывающим декором. Что, впрочем, не мешает им быть прекрасными вопреки девизу самого Вагнера. Фасад одного из этих домов почти целиком украшен узором из цветочных гирлянд.

Фото №8 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Хофпавиллон — сооружение в восточной части станции «Хитцинг» Венского штадтбана, построенное специально для императора Франца Иосифа и его приближенных.

К счастью, ни сам Отто Вагнер, ни его студенты не отказались от идеи декоративности до конца

Фото №9 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Вход на станцию «Карлсплац», сейчас павильон функционирует как филиал Музея Вены.

Но рациональный подход архитектора проявился в другом: для отделки он использовал майолику, глазурованную керамическую плитку, ее легко мыть, что важно в условиях оживленной набережной Линке Винцайле. Соседнее здание — Дом с глашатаями: крышу венчают скульптуры женщин со сложенными рупором руками, а гладкий белый фасад украшен золочеными элементами.

Фото №10 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Фрагмент фасада знаменитого «Майоликового дома» на набережной Линке Винцайле.
Фото
Getty Images

Но уже в начале XX века работы Отто Вагнера становятся все больше похожими на ту самую новую архитектуру, которую он предвидел и предсказывал. В 1906 году по проекту архитектора в Вене строят здание Почтового сберегательного банка Австрии. Цветы и позолота остались в прошлом, им на смену приходит холодное сочетание камня и алюминия — революционное на тот момент. Лаконичный фасад целиком отделан мраморными плитами на металлических штырях с алюминиевыми заклепками. Эти заклепки Вагнер намеренно оставил на виду — как пример декоративной формы, которая рождается из функции. Эстетику и практичность он соединил и внутри здания: и крыша, и пол — стеклянные, поэтому дневной свет не только заливает главный кассовый зал, но проникает и этажом ниже. Важно, что это сделано не только ради визуального эффекта, но и для экономии электричества. Как и многие архитекторы того времени, Отто Вагнер продумал интерьер здания до мелочей. С гнутой деревянной мебелью соседствуют металлические конструкции, а заклепки, как на фасаде, дублируются на самых разных элементах.

Фото №11 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Функциональный интерьер Почтового сберегательного банка.
Фото
Getty Images

Неожиданно, но одна из самых известных поздних работ Отто Вагнера — церковь: именно в культовой постройке он сумел довести до абсолюта идею «полезной архитектуры». Правда, построенный им храм Святого Леопольда был не совсем обычным: он расположился на территории психиатрической клиники. Чтобы лучше понять особые потребности прихожан, Вагнер дотошно консультировался с врачами. Так, интерьер церкви почти лишен острых углов — все линии скруглены, кафедра священника отделена от молящихся, предусмотрены удобные выходы для экстренной эвакуации.

Фото №12 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Купол церкви Святого Леопольда.

Над оформлением церкви с Вагнером работали его друзья и коллеги-сецессионисты: мозаику и витражи разработал Коломан Мозер (Koloman Moser), автор скульптур ангелов над входом — Отмар Шимковиц (Othmar Schimkowitz ). Сегодня церковь Святого Леопольда признана одним из шедевров религиозной архитектуры в стиле ар-нуво, но современники приняли ее вовсе не так восторженно. Это был госзаказ, и государство — в лице эрцгерцога Франца Фердинанда — осталось недовольно: на торжественном открытии тот даже не упомянул имя Вагнера, чей стиль ему не нравился. Церковь стала предметом споров. Автор одной из газетных статей 1907 года, например, писал: «Нет ли красивой иронии в том, что первый значимый архитектурный объект Вены в стиле Сецессиона построен для сумасшедших

Фото №13 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Фасад офиса газеты Die Zeit, проект 1902 года, реконструкция 1985-го, Музей Вены.

Ирония иронией, но Вагнер сыграл важную роль для Сецессиона, а Сецессион — для модернизма. Чувственный венский вариант модерна быстро превратился в «стиль квадрата» — так его иногда называют за любовь архитекторов и дизайнеров к геометричным абстрактным формам. Это относится и к Отто Вагнеру. Одна из поздних иллюстраций произошедших перемен — его вторая вилла «Вагнер II», которую архитектор построил в 1913-м: ряд узких прорезей-окон, из декора — только строгие синие прямоугольники и мозаика Коломана Мозера.

Фото №14 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Виллу «Вагнер II» архитектор построил в 1913 году, за пять лет до своей смерти в 1918-м.

Хотя за полвека Отто Вагнер успел очень много, у него была мечта, которая при жизни так и не сбылась: строительство городского музея. В 1900-х он несколько раз участвовал в конкурсах на проектирование Венского музея на Карлсплац, но до строительства дело дошло только в 1959 году. Но Вагнер не знал, что уже в каком-то смысле музей построил. Причем именно на Карлсплац: его станционные павильоны стали частью музея, посвященного истории Вены.

Фото №15 - 180 лет со дня рождения Отто Вагнера
Интерьер станции «Карлсплац».