Бьярке Ингельс: архитектор будущего

Молодой датский архитектор вошел в лучшую пору своей творческой жизни: последние два года бюр­­о Ингельса ВIG один за другим выдает проекты-сенсации. В день рождения Бьярке Ингельса вспоминаем самые яркие этапы его творческой карьеры

Бьярке Ингельсу (Bjarke Ingels) всего сорок шесть, по архитектурным меркам это почти юнец. Он ворвался в мир большой архитектуры несколько лет назад, что ни год выдавая по революционной постройке с прицелом на вечность. Датчанин специализируется на инновационных жилых комплексах и общественных сооружениях: от бассейнов и спортивных залов до музеев и крупных образовательных институций. А в свободное время воспитывает маленького сына, ездит на модные опенэйры и фестивали вроде Burning Man и путешествует по скандинавской глубинке. Об Ингельсе уже сняли не один фильм, журнал Time внес его в список 100 самых влиятельных людей мира. Он «штатный» архитектор офисов Google по всему миру. За океаном стал известен едва ли не больше чем на родине. И все это за каких-то десять лет!

Бьярке — уроженец Копенгагена, мечтал рисовать комиксы, но в итоге его увлекла архитектура. Еще в институте оказалось, что юноша вундеркинд, и, не успев выпуститься, он оказался в бюро Рема Колхаса (Rem Koolhaas). 2005-й год ознаменован рождением собственной студии BIG — Bjarke Ingels Group, в копенгагенском и нью-йоркском офисах которой на настоящий момент работают больше 300 человек.

Занимательный факт: Бьярке Ингельс снялся в массовке в одной из серий последнего сезона "Игры Престолов". Засветиться в культовом сериале ему помогла дружба с исполнителем одной из главных ролей актером Николаем Костером-Валдау.

Первые проекты Ингельса реализованы на родине. Это несколько жилых комплексов с новым подходом к организации пространства. Самый известный среди них 8 House в предместье Копенгагена. Постройка представляет собой сложную планиметрическую композицию, развернутую на плоскости так, чтобы обеспечить как можно больше естественного света и видов каждой квартире. Комплекс также включает продуманную инфраструктуру: от детских площадок до кафе, перемещаться между которыми можно на велосипеде по специально спроектированным пандусам. Рядом запланирован искусственный водоем, чтобы жители могли отдыхать на природе, буквально не выходя из дома.

Жилой комплекс 8 House в Копенгагене, BIG ‐ Bjarke Ingels Group.

Датчанин говорит, что прекрасно понимает чаяния своего поколения, а также то, чем будут жить будущие. Еще в 1990-х он решил плыть против движения: создавать прагматичную, но некоммерческую архитектуру, пойти с другого конца, отталкиваться не от бюджета проекта, а от поставленных задач. Бьярке уверен, что время «одноразовой» архитектуры прошло. Нужно строить из расчета на вечность. Хотя не любит затягивать рабочий процесс, понимая, опять же в духе времени, что каждый день может оказаться последним, и именно так и нужно его проживать.

За океаном архитектор стартовал с проектом еще одного необычного ЖК. Высотка Via 57 West на Манхэттене, рассчитанная на 700 с лишним квартир, со стороны напоминает айсберг. Снова головокружительная композиция: башня Ингельса — футуристическое переосмысление дома с двором-колодцем. Внутри гиганта скрыт двор, занятый сквером с общей площадью озеленения ни много, ни мало в 2000 кв.м.

Жилой комплекс Via 57 West в Нью-Йорке, BIG ‐ Bjarke Ingels Group.

К сегодняшнему дню Бьярке Ингельс прошел всю обязательную программу: от павильона для галереи Serpentine в Лондоне, который ежегодно строит новая молодая звезда, до инсталляции на знаменитом арт-шоу Burning Man в Неваде. Из актуальных проектов новатора, взбудораживших общественность, можно вспомнить спортивно-развлекательный комплекс на крыше… мусоросжигательного завода! Проект реализуется в Копенгагене, и уже находится на финальной стадии. Крыша завода превращена в лыжный склон с искусственным покрытием для катания летом, фудкортом и прогулочной зоной. А один из фасадов будет служить стеной для скалолазания.

Спортивно-развлекательный центр ARC в Копенгагене, BIG ‐ Bjarke Ingels Group.

Ингельс проектирует плавучие города будущего под эгидой ООН (проект Oceanix City) и небоскребы со сплошным вертикальным озеленением для задыхающихся мегаполисов Латинской Америки. Культурные центры, арт-галереи, колледжи, дорогие рестораны, наконец, обычные школы — он не различает больших и малых проектов, выбирая их по принципу полезных единиц. «Я хочу, чтобы мы вошли в будущее подготовленными, — говорит архитектор. — Поэтому нужно реформировать жилую среду с самых ее основ. Нужны новые базовые понятия. Использовать имеющиеся ресурсы, учитывать психологические потребности человека, созидать, а не разрушать, заботиться об индивиде, ставить по главу угла пользу для общества».

Проект плавучего города Oceanix City, BIG ‐ Bjarke Ingels Group.
«Я хочу, чтобы мы вошли в будущее подготовленными, поэтому нужно реформировать жилую среду уже сейчас»
Проект плавучего города Oceanix City, BIG ‐ Bjarke Ingels Group.

Идеи Ингельса кажутся утопичными, а между тем на родине и в США уже немало воплощенных в жизнь проектов, подтверждающих его правоту. «Я считаю себя прагматиком», — декламирует свою позицию архитектор. Кстати, он научно обосновал ее в программном труде, выпущенном в виде… комикса. А еще он любит кеды, Instagram и триатлон — словом, наш современник по всем статьям.

Надувная инсталляция ORB, дизайн Бьярке Ингельса, Якоба Ланге и Лорана де Карньере, фестиваль Burning Man 2018.
Новое выставочное пространство The Twist Art Gallery в парке искусств Kistefos Museum под Осло, разместившееся внутри... моста (!) над рекой Рандселва. Оно позволит не только выставлять работы в помещении, но и улучшит навигацию по парку.
Новое выставочное пространство The Twist Art Gallery в парке искусств Kistefos Museum, 2019.

Датчанин уверен, что нужно жить проще, превратив бытовое в игру. Неслучайно именно ему выпало построить Музей Lego в Биллунде (вы знали, что марка Lego родом из Дании?). Комплекс предсказуемо напоминает игрушечный: отдельные блоки сделаны в виде ярких кубиков. Между тем этот архитектурный конструктор не только функциональная и продуманная музейная институция, но и система на самообеспечении в духе модных технологий eco green, без которых, как считает, Ингельс у человечества нет будущего в принципе.

Наряду с небоскребами, формирующими облик современного Нью-Йорка, в портфолио студии BIG‐Bjarke Ingels Grouр есть и несколько работ в малом жанре. Например, предметный дизайн (абсолютно в стиле программных установок бюро) — инновационные светильники Gople, выпускаемые маркой Artemide и предназначенные для… комнатных растений! Им как правило не хватает света и полезных элементов. Чтобы решить эту проблему, дизайнер предлагает каждый посветить особым комплексом фотонов, чтобы стимулировать их рост и «хорошее настроение».

Светильники Gople, дизайн BIG‐Bjarke Ingels Grouр, Artemide, 2018.