Ваш браузер устарел!

Сайт может отображаться неправильно на вашем устройстве.
Установите современный браузер, чтобы все сайты, которые вы посещаете, отображались корректно. Это абсолютно бесплатно и займет у вас пару минут.

Обновить браузер ×

Ренцо Пиано: конструктор будущего

Архитектор Ренцо Пиано известен, прежде всего, благодаря Центру Жоржа Помпиду. Однако парижский Музей современного искусства далеко не единственный и не самый масштабный проект итальянского архитектора. Мы собрали 15 вещей, которые необходимо знать о Ренцо Пиано

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 0)
Архитектор Ренцо Пиано

№1

Ренцо Пиано (Renzo Piano) родился 14 сентября 1937 года в Генуе в семье владельцев строительной фирмы. Небольшое бюро было основано еще его дедом, а затем поддержано отцом и тремя его братьями, которые открыли в Генуе компанию Fratelli Piano.

№2

В 1964 году Ренцо Пиано окончил знаменитый миланский Политех (Politecnico di Milano) — крупнейший технический университет Италии, кузницу архитектурных и дизайнерских кадров мирового уровня. Техническое образование заложило основу его инженерного конструктивного мышления.

№3

Одним из первых эпизодов его профессиональной карьеры в 1960-е годы было сотрудничество с американским архитектором Луисом Каном (Louis Kahn) — автором градостроительного плана Филадельфии и главного идеолога монументализма в архитектуре.

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 7)
В 2013 году Ренцо Пиано реконструировал музей Kimbell Art Museum, построенный Луисом Каном в 1972 году.

№4

В 1970 выиграл свое первое профессиональное состязание — премию за архитектуру итальянского павильона на «Экспо-70» в Осаке. Павильон использовал внешнюю конструкцию ярусов — принцип, который позже будет повторен Пиано в его классических работах.

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 10)
Итальянский павильон на всемирной торговой выставке «ЭКСПО-70» в Осаке, Япония, 1970.

№5

Ренцо Пиано сформировал архитектурную систему, которая одинаково противостояла как классическому Интернациональному стилю, так и пост-модернизму 1960-х — 1980-х годов. Его архитектурный почерк был лишен как простой геометрии форм, свойственных Международному стилю, так и интереса к смешению элементов, типичных для классического пост-модерна.

№6

Во время пребывания в Осаке он познакомился с британским архитектором Ричардом Роджерсом (Richard Rogers), с которым работал с 1971 по 1977 год. Их первым совместным проектом стало здание штаб-квартиры мебельной фабрики B&B Italia, построенное в провинции Комо в Италии. В этом проекте сформировались и были использованы основные приемы, которые впоследствии будут использованы при строительстве Центра Жоржа Помпиду (Париж).

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 14)
Штаб-квартира B&B Italia на озере Комо, Италия, 1973.

№7

Ренцо Пиано было 34 года, когда вместе с Ричардом Роджерсом они выиграли конкурс на строительство Центра Жоржа Помпиду в Париже (Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou). В состязании принимал участие 681 проект из 49 стран. Этот конкурс считался первым международным конкурсом на строительство крупного архитектурного объекта во Франции, а Ренцо Пиано и Ричард Роджерс стали первыми иностранными архитекторами XX столетия, реализовавшими выдающийся архитектурный проект во Франции.

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 17)
Архитекторы Ренцо Пиано и Ричард Роджерс

№8

Центр Жоржа Помпиду в Париже был использован Жаном Бодрийяром (Jean Baudrillard) в качестве основного примера современного строительства в его эссе «Архитектура: правда или радикальность?». Архитектура Бобура, по мнению Бодрияйра стала маркером новой архитектурной доктрины. Говоря о здании, Бодрийяр, в частности, отмечает: «Оно рассказывает о движении, установках, потоках, о посетителях, объектах или знаках».

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 21)
Центр Жоржа Помпиду в Париже, 1971–1977.

№9

Терминал аэропорта Kansai в Осаке (1991–1994), за архитектуру которого Ренцо Пиано получил Притцкеровскую премию, был сделан подчеркнуто протяженным (1,7 км) и малоэтажным. Это давало возможность диспетчерам всегда видеть взлетающие и садящиеся самолеты. Здание аэропорта оказалось одним из немногочисленных сооружений, практически не пострадавших во время землетрясения 2011 года.

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 24)
Терминал аэропорта Kansai в Осаке, 1991–1994.
Фото: 
GETTY

№10

Важной задачей при строительстве Центра Пауля Клее в Берне (1999–2005) было защитить рисунки художника от солнечного света. Это стало причиной сооружения протяженной структуры, которая использовала специфику ландшафта и повторяла его.

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 27)
Центр Пауля Клее в Берне, 1999-2000.

№11

В проекте штаб-квартиры газеты New York Times в Нью-Йорке (2000–2007) Пиано стремился продемонстрировать единство информации и города. В конкурсе проектов также принимали участие Норман Фостер (Norman Foster), Сезар Пелли (Cesar Pelli) и Фрэнк Гери (Frank Gehry). Отличительная черта здания — стеклянный дублирующий фасад, который отстоит от основной стены на 61 сантиметр и выполняет функцию защитного экрана.

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 30)
Штаб-квартира The New Tork Times в Нью-Йорке, 2000-2007.

№12

При строительстве здания Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско (2000–2008) задачей Пиано было объединить все академические институции в одном пространстве. Крыша площадью 1.5 гектара превращена в парк, холмы которого одновременно являются световыми куполами. Система обеспечения демонстрирует возможности науки и представляет встроенный в природную систему экологически совершенный объект: потребление воды сокращено на 50%, а в 90 % случаев используется только естественное освещение.

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 33)
Калифорнийская академия наук в Сан-Франциско, 2000–2008.

№13

С именем Ренцо Пиано связывают развитие «хай-тек» — архитектурного движения 1970-х — 2000-х годов. Сам Ренцо Пиано всегда отрицал как свою принадлежность этому направлению, так и факт существования такого стиля.

№14

В 2002 году Ренцо Пиано был спроектирован небоскреб «The Shard» («Осколок») в Лондоне. Проект был реализован в 2012 году. Здание, насчитывающее 87 этажей было на тот момент самым высоким (310 м) небоскребом в Европе. Помимо офисов и квартир здание включает сады, общественные пространства и инфраструктуру, которая позволила назвать это сооружение «вертикальным городом».

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 38)
Небоскреб The Shard в Лондоне, построен в 2012 г.

№15

С 2015 года Ренцо Пиано работает над проектом нового культурного пространства ГЭС-2 на Болотной набережной в Москве, которое должно открыться в 2020 году в здании старейшей столичной электростанции. В новом культурном центре планируется проведение выставок, кинопоказов, концертов, спектаклей, а на первом этаже разместятся открытые художественые мастерские, видеомонтажная, звукозаписывающая и фотостудия, пекарня и другие помещения для творческих занятий. 29 октября 2019 года архитектор лично посетит Москву, чтобы представить публике этот проект.

Материал подготовила Екатерина Васильева

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 34)
Культурный центр ГЭС-2 в Москве, открытие запланировано в 2020 г.

Другие материалы по теме:

Архитектор Тадао Андо: певец бетона

Людвиг Мис ван дер Роэ: гений универсального пространства

Арата Исодзаки: лауреат Притцкеровской премии 2019

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Телефон:
+7 (495) 633-5-633
Факс:
+7 (495) 633-57-95
E-mail:

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Блоги