Белая магия: мануфактура Meissen

За чудесное превращение глины в фарфор на Мейсенской мануфактуре отвечает целая команда художников новой волны. Наряду с переизданием классики историческая марка запускает авангардные коллекции.

Коллекция ваз Antarctica, дизайн студии Zhuoyu Hou, Meissen, 2018 год.

Однажды рассмотрев на донышке любимой фарфоровой чашки скрещенные кобальтово-синие мечи, уже сложно отказаться от заманчивой идеи: отправиться на родину европейского фарфора в Мейсен, чтобы увидеть разом все сокровища, маркированные изящным клеймом Meissen. Этот символ на посуде означает, что вы держите в руках, без преувеличения, самое настоящее произведение искусства, вылепленное и расписанное вручную лучшими немецкими мастерами.

Архив при фабрике — один из богатейших в Европе. Здесь собрано около 700 тысяч форм.

На фабрике, открывшейся в 1710 году в мейсенском замке Альбрехтсбург, сегодня находится самый большой в Европе архив, в нем около 700 тысяч форм и большой фолиант, где описаны рецепты всех когда-либо придуманных моделей и фигур. Любую из них можно в точности воссоздать и повторить.

Скульптура «Леопард» из коллекции Big five.

Фабрике больше 300 лет. Каждый год коллекция пополняется новыми фигурками и сервизами, тем не менее классику продолжают переиздавать — в первую очередь самые известные сервизы от Meissen: так называемый «Луковый» 1739 года и «Лебединый», где рель­еф тарелок и чашек напоминает легкую рябь на воде, все изделия украшены изящными силуэтами грациозных птиц. Сразу хочется разбить такой пруд у себя дома! Известно, что сервиз был заказан графом Генрихом фон Брюлем, премьер-министром саксонского курфюрста, который долгое время был управляющим Мейсенской мануфактурой. К производству новых коллекций привлекается прогрессивная молодежь и современные художники.

Одна из версий знаменитого сервиза «Лебединый» от Meissen.

Среди последних хитов — коллекция из Японии Antarctica с фарфоровыми кувшинами в форме пингвинов, серия настенных тарелок «Лица», созданная Отто Дрегслером, который возглавляет креативный отдел Мейсенской мануфактуры вместе с Йоргом Эрлихом, и линия Antemann Dreams американской художницы Крис Антеманн — интерпретация сценок придворной жизни в стиле рококо. На будущий год коллекцию обещают показать в Эрмитаже.

Тарелка из коллекции Faces, дизайн Отто Дрегслера.

Все процессы на фабрике осуществляются вручную. В длинных коридорах стойкий аромат краски. Все мастера проходят трехгодичное обучение. К фарфоровой массе им позволяют прикоснуться в лучшем случае спустя два года занятий. В составе мейсенского фарфора около 65% каолина, который добывают здесь же, всего в 15 км, в городке Зейлитц на самом маленьком горнодобывающем предприятии в Германии, где работают только два человека. Их портреты есть во всех брошюрах фабрики. Впрочем, лица и имена мастеров тоже известны, за каждым закреплен индивидуальный номер, который проставляется на изделии.

Meissen использует почти десять тысяч рецептур красок.

Глядя на стол, сервированный к чаю бестселлерами Meissen, понимаешь, почему взмах кисти может быть приравнен к волшебству. Хочется, подобно саксонскому королю Августу Сильному, увлеченному Китаем, немедленно начать коллекционировать фарфор — только теперь уже сразу мейсенский.

www.meissen.com, «Дом Фарфора», www.domfarfora.ru

Фигурка танцующего японца с декором зебры», 2018 год.