Видеорассказ Ирины Могилатовой, основательницы галереи коллекционного дизайна MIRRA, о легендарной итальянской дизайн-студии BBPR смотрите на нашей странице в Instagram.

Фото №1 - Галерея MIRRA представляет: дизайн-студия BBPR
Студия BBPR: Джанлуиджи Банфи, Людовико Барбиано ди Бельджойозо, Энрико Перессутти, Эрнесто Натан Роджерс.

ФАКТЫ

  • Акроним в названии знаменитой итальянский дизайн-студии BBPR — ни что иное, как первые буквы фамилий четырех выпускников Politecnico di Milano, чей творческий союз был сформирован в 1932 году: Джанлуиджи Банфи (Gianluigi Banfi, 1910-1945), Людовико Барбиано ди Бельджойозо (Lodovico Barbiano di Belgiojoso, 1909-2004), Энрико Перессутти (Enrico Peressutti, 1908-1969) и Эрнесто Натана Роджерса (Ernesto Nathan Rogers, 1909-1969).

    Созданная ими студия стала одним из первых и наиболее значимых примеров творческого партнерства, основанного на командной работе, а не на отдельных личностях. Сотрудничество BBPR базировалось на единстве намерений и совместных усилиях по обеспечению качества дизайна с подходом, определяемым сплоченностью команды. Архитекторы верили, что любой дизайн созданный четырьмя людьми, всегда лучше, чем если бы каждый человек творил по отдельности, и не раскрывали индивидуальное «отцовство» идей, провозглашая их общим результатом работы студии.

Фото №2 - Галерея MIRRA представляет: дизайн-студия BBPR
Студия BBPR не раскрывала авторство того или иного объекта, подчеркивая, что все их работы — результат коллективного творчества.
  • Практикуя столь необычный подход к дизайну, студия была замечена лидерами индустрии и получила приглашение присоединиться к Международному конгрессу современной архитектуры (CIAM) спустя всего 3 года работы в 1935 года.

  • В начале своего творческого пути коллектив BBPR был в восторге от перспектив Италии при Муссолини и фашизме, и фирма процветала под патронажем этого правительства. Однако к концу 1930-х годов реальная природа режима стала очевидной, и архитекторы начали открыто выступать против фашизма, заявляя, что он серьезно ограничивает свободу выражения, к которой стремится модернистское движение. Это противостояние обернулось трагично для группы архитекторов. Роджерс бежал во время войны в Швейцарию, а Банфи и Бельджохойозо были отправлены в в концлагерь в Матхаузен в 1944. Банфи умер в 1945 году, а Бельджойозо удалось выжить.

1/2

Памятник жертвам концентрационных лагерей на миланском кладбище, 1946.

  • К концу Второй мировой войны, студия продолжила разрабатывать архитектурные проекты под именем BBPR, но на этот раз без Банфи. Трагичные события оказали сильное влияние на творчество архитекторов, и одним из первых проектов после воссоединения стал абстрактный памятник жертвам нацистских концлагерей на кладбище в Милане.

  • В последствии, BBPR создали еще пять памятников жертвам тоталитарных режимов. Эти проекты принесли дизайн-студии широкую известность и одобрение публики, а Эрнесто Натан Роджерс был назначен редактором и издателем популярного журнала Domus, основанного великим Джо Понти (Gio Ponti), в 1946–1947 годах.

Фото №5 - Галерея MIRRA представляет: дизайн-студия BBPR
Атриум жилого комплекса на площади Сант-Эразмо 5-7 (1946-1948).
Фото
Стефано Суриано
  • В 50-х годах BBPR начали пропагандировать идеи обновления современной архитектуры с учетом ее контекста, истории и традиций. BBPR руководила подготовкой IX Triennale di Milano в 1951 году и разработала выставку под названием «La Forma dell’Utile» с целью продвижения итальянского промышленного дизайна, которая спровоцировала профессиональные дискуссии и споры, касающиеся Интернационального стиля (International style) и модернизма в целом.

  • Влияние и пропаганда BBPR в отношении принципа «полезность плюс красота» усилились, когда Эрнесто Натан Роджерс стал редактором популярного журнала Casabella с 1953 по 1964 год, а все три главных архитектора студии вели интенсивную академическую деятельность на факультетах архитектуры итальянских и зарубежных университетов.

Фото №6 - Галерея MIRRA представляет: дизайн-студия BBPR
Башня Torre Velasca на обложке журнала Casabella, № 232, Октябрь 1959.
Фото
Getty Images
  • Главным символом принципа «полезность плюс красота» стала башня Torre Velasca, проектирование и строительство которой продолжалось около 10 лет и было закончено в 1958 году. Именно это смешанное коммерческое и жилое здание можно назвать пиком архитектурной деятельности студии BBPR. В дальнейшем, успех таких проектов и репутация студии, способствовали формированию творческих сотрудничеств в такими выдающимися фигурами того времени, как Александр Колдер (Alexander Calder), Лучо Фонтана (Lucio Fontana) и Макс Билл (Max Bill).

Фото №7 - Галерея MIRRA представляет: дизайн-студия BBPR
Высотное здание Torre Velasca в Милане, 1958.
Фото
Getty Images
  • Студия BBPR так же вошла в историю в качестве успешных предметных дизайнеров. Пожалуй, самыми знаменитыми предметами мебели были стулья Elettra, Giuletta и Neptuna для компании Arflex, а так светильники разработанные для фабрик Artemide и Arteluce.

Фото №8 - Галерея MIRRA представляет: дизайн-студия BBPR
Стул Urania, дизайн студии BBPR для Arflex, 1954. Из собрания галереи Mirra, www.mirragallery.ru
Фото №9 - Галерея MIRRA представляет: дизайн-студия BBPR
Стул Urania, дизайн студии BBPR для Arflex, 1954. Из собрания галереи Mirra, www.mirragallery.ru
1/2

Кресло Elettra, дизайн студии BBPR для Arflex, 1954. Из собрания галереи Mirra, www.mirragallery.ru

  • Все предметы, созданные BBPR для фабрик или в коллаборациях с бесчисленными талантливыми дизайнерами, которых время от времени привлекала студия, отличаются функциональность, чистотой линий и утонченной эстетикой. Особой отличительной чертой предметов являлось нестандартное комбинирование грубых промышленных материалов с благородным текстилем, натуральной кожей и деревом. Такие контрастные переплетения в предметах BBPR произвели фурор при первом появлении, а так же остаются актуальными в современных интерьерах по сей день.

Фото №12 - Галерея MIRRA представляет: дизайн-студия BBPR
Светильник, дизайн студии BBPR для Arteluce, ок. 1962.