Классические стили в контексте современного дизайна

О тонкостях классического стиля и его использовании в современном дизайне рассказывает историк архитектуры и дизайна, преподаватель Международной Школы Дизайна Виктор Дембовский

Несмотря на то, что человечество стремится к звездам, изобретает суперкомпьютеры и уникальные средства связи, в своем жилище большинство из нас все так же хочет комфорта и уюта, далекого от холодных белых стен космолета. Не теряют своей популярности и классические интерьеры, напоминающие о расцвете искусств в периоды барокко, рококо, классицизма и ампира. Образы блистательного прошлого привлекают многих людей по всему миру даже сейчас, в эру скоростного интернета и электрокаров.

Квартира в Париже. Проект студии Champeau & Wilde.

Понятное дело, что невозможно работать в исторических стилях в контексте XXI века. Барокко и классицизм остались в прошлом, потому как нет сегодня задач, близких к тем, что ставили перед своими декораторами короли и вельможи Франции. Да и ритм жизни современного человека, его требования к комфорту и функционалу жилища очень отличаются от того, что было при Людовике XIV. Как отличается и площадь современных квартир и загородных домов от грандиозных, по нынешним меркам, размеров особняков знати в XVIII–XIX веках.

Лепнина, «Европласт».

Но это не значит, что в современном дизайне интерьера нельзя использовать элементы и трактовки классических стилей. Ведь лепной декор и каминные порталы, паркет елочкой и другие детали классических стилей все так же остаются признаками роскоши и статуса. Главное работать профессионально и четко знать свою задачу. Ведь создать красивый и эффективный интерьер с элементами классических стилей гораздо труднее, чем сработать в эстетике лофта или скандинавском стиле.

Проект дизайнера Морина Карсенти.

Основные методы работы с классическими стилями в современном дизайне интерьера

1. Историзм. Неостили

Историзм использует элементы и детали того или иного исторического стиля, адаптируя их под современные условия и задачи. Он создает ощущение истории и тут важно быть достоверным. Тут невозможен натяжной глянцевый потолок со встроенными светильниками, закарнизный свет и раскладывающийся диван. Очень важно выбрать только один классический стиль, не обобщая все от Древнего Рима до сталинского ампира под абстрактным названием «Современная классика». Если ваш клиент не шейх Бахрейна, то правильнее работать с  реминисценциями рококо и классицизма, ведь образы барокко и ампира практически невозможно воссоздать в современных квартирах, ограниченных не только площадью, но и высотой потолков. И кладовые в Версале в своих габаритах бывали больше, чем многие современные апартаменты.

Фрагмент «Стеклярусного кабинета» в Китайском дворце в Ораниенбауме.

Мебель и предметы интерьера в историзме делаются по историческим лекалам, может быть использован антиквариат. Необходимо точно подобрать друг под друга элементы лепного декора — именно благодаря нему интерьер приобретает достоверность. Тут главное не перемешать военную тематику ампира с томными путти рококо.

Лепнина, «Европласт».

2. Эклектика

Эклектика гораздо более свободна в своих решениях, чем историзм. Она использует элементы и детали нескольких стилей (как правило, трех), адаптируя их под современные условия и задачи. Эффективно в эклектике использовать один классический стиль, современный модернизм и восточные мотивы в качестве акцентов. Одним из самых популярных сейчас вариантов эклектики является стиль La Parisienne, главный прием которого это контраст современной мебели и декора и историчной архитектурной среды интерьера. В Париже обширный исторический жилой фонд, в России же нам приходится воспроизводить его самим с помощью элементов архитектурного и лепного декора. И тут уж чем «правдивее» будет решение, тем лучше. Подбирая фризы, карнизы, плинтусы и капители, думайте о светлых квартирах на Маре в Париже. Чем точнее будет подобран декор, тем живее будет смотреться интерьер.

Квартира в старом парижском доме середины XIX века. Проект архитектора Софи Дрис.
Лепнина, «Европласт».
Лепнина, «Европласт».

3. Фьюжн

Если эклектика сочетает различные стили, то фьюжн их буквально перемешивает между собой. Этот стиль трактует историю очень вольно. Кресло с барочными очертаниями из яркого полиуретана, радиатор отопления с классическим орнаментом и хрустальный светильник в виде капители — все это можно встретить в интерьере в стиле фьюжн. Иными словами все элементы такого интерьера напоминают нам что-то из истории, но в настоящих классических интерьерах их никогда не было.

Многие мебельные производства, обобщая и упрощая классические предметы, меняя материалы, приходят к фьюжну. Чаще всего «осовременивают» как раз таки классические стили. Так что именно Фьюжн ближе всего к тому смыслу, что многие вкладывают в расхожее выражение «Современная классика». Тут допустим и закарнизный свет и натяжные потолки с лепной розеткой, свободные трактовки архитектурных элементов и даже классические кухни (которых, конечно же, никогда не было и не могло быть в исторических интерьерах). Главное выдержать стиль во всем.

Дом инфлюэнсера Джессики Ванг в Нью-Йорке.

Главные ошибки в работе с классическими стилями

  1. Смешение различных классических стилей с враждующей эстетикой в одном интерьере. Элементы барокко без адаптации очень странно смотрятся с деталями ампира или классицизма.

  2. Эклектика и фьюжн в одном интерьере. Часто дизайнер стремится к эклектике или историзму, но из-за бюджета или других условий идет к упрощениям и адаптациям. Классическая люстра смотрится отчужденно на натяжном потолке, с окружающими её встроенными светильниками.

  3. Крупный по масштабу декор и мебель не соразмерные  площади и высоте потолка.

  4. Несколько предметов барокко в интерьере эклектики отлично работают на контрасте с современными предметами, но пытаться решить современный интерьер за счет барочной мебели и декора целиком это ошибка. Тут даже большая квартира будет выглядеть маленьким сараем, заполненным роскошью.

Квартира в старинном замке в Лугано. Проект архитектора Франчески Нери Антонелло.
Фото
Фабрицио Циккони

Текст: Виктор Дембовский, историк архитектуры и дизайна, преподаватель Международной Школы Дизайна.