Культовый объект: индустриальный стул Ксавье Пошара

Более 80 лет назад Ксавье Пошар придумал архетипичный стул «А», ставший подлинным символом промышленной эстетики

Пионер гальванизации

Французский дизайнер Ксавье Пошар (Xavier Pauchard) не случайно занялся предметами мебели из оцинкованной стали — с молодых лет бургундец помогал отцу и деду в семейной кровельной мастерской. В начале XX века металл использовался исключительно на строительные, максимум — на садовые нужды. В 1907 году 27-летний Пошар начал эксперименты по поиску нового способа защиты металла от коррозии и ржавчины. Тестируя различные варианты покрытия, автор пришел у методу гальванизации: погружая железо в расплавленный цинк, он улучшил свойства материала и добился прочного наружного слоя, устойчивого к агрессивному воздействию окружающей среды.

Интересно, что Ксавье Пошар рос в природном регионе, богатом сосновыми лесами, но на создание культового объекта автора вдохновил именно «бездушный» металл. 

От экспериментов — к производству

В это время Пошар задумывает основать собственную мастерскую по производству изделий из нержавеющей стали. Однако на реализацию идеи ушло целых 20 лет. Предприятие Tolix, выпускавшее простые предметы для дома — столы, стулья, табуреты, открылось 1937 году. Непосредственно стул из серии «А» был создан в 1934 году. По легенде, успех к бренду пришел после крупного заказа для трансатлантического лайнера «Нормандия». После возвращения корабля из плавания об объекте Пошара уже знали по обе стороны океана. Основными заказчиками стула были и остаются уличные кафе, бистро и бары. Предмет до сих пор производится вручную — на его создание требуется более 100 различных манипуляций!

Модель стала истинным символом промышленного дизайна: его легко узнать по высокой спинке и широко посаженным ножкам. Большой вес не дает стулу опрокинуться от сильных порывов ветра, отверстия в сиденье предназначены для стока воды. Даже если после долгих-долгих лет использования на поверхности все же появятся следы ржавчины или небольшие сколы, то это сделает объект еще более очаровательным. 

Возрождение фабрики Tolix

В начале 2000-х семейное предприятие Tolix под руководством сыновей Пошара чуть не прекратило существование в связи со сложной экономической ситуацией. Однако фабрика во время была выкуплена предпринимательницей Шанталь Андриот, с прихода которой началось настоящее возрождение марки. Например, в 2015 году в честь 80-летия культового объекта для переосмысления стула были приглашены восемь мировых дизайнеров, студий и архитекторов, среди которых — Константин Грчик (Konstantin Grcic), Себастьян Херкнер (Sebastian Herkner), Бетан Лора Вуд (Bethan Laura Wood) и студия Formafantasma.

Версия студии Formafantasma

Каждый из авторов интерпретировал икону в фирменном стиле. Например, Грчик сразу решил, что нужно сделать все что угодно, но только не стул. И взяв за основу элемент спинки объекта, который на фабрике называют «пальметте», создал большое ведро из оцинкованного металла из 14 тех самых «пальметте». В ходе проекта стулья также окрашевали, нещадно перфорировали, обшивали ремешками и пуговицами. Онако самое элегантное решение предложила студия Formafantasma, решившая популяризировать и без того известный стул в своем стиле: авторы создали инсталляцию в виде гигантских весов, на одну сторону которых был подвешен стул, а на другой — кусок металла, из которого объект и производится. 

Версия Бетан Лоры Вуд
Версия Себастьяна Хекнера

В настоящее время полюбоваться одним из самых архетипичных объектов современного дизайна можно в нью-йоркской МоМА, в музее Vitra, Центре Помпиду