10 интересных фактов о стуле Tulip Ээро Сааринена

Яркий визуальный образ, футуристичный дизайн, инновационные материалы и громкое имя создателя — все это культовый стул Tulip архитектора Ээро Сааринена

Архитектор Ээро Сааринен.
  • Стул Tulip был создан в 1955–1956 году американским архитектором финского происхождения Ээро Саариненом (Eero Saarinen). Вот уже более 60 лет производством иконы дизайна занимается американская фабрика Knoll.
Рекламный плакат стульев Tulip от марки Knoll (ок. 1960 г.).
  • Силуэт объекта апеллирует к органической форме — лепестку тюльпана, в честь которого стул и получил свое поэтическое название.
Объект Tulip является частью коллекции Музея современного искусства Нью-Йорка (MoMA).
  • Сааринен считал, что четырехногие столы и стулья делают интерьер слишком сложным. «Пространство под столом — это уродливый, запутанный мир», — любил говорить архитектор. Потому в новой коллекции, которая на тот момент называлась Pedestal, ножки были сведены к минимуму.
  • Мебель Tulip стала футуристичным откровением для своего времени. Новаторство заключалось не только в ультрасовременном облике предмета, но и использованных материалах. Цельные спинка и сиденье были выполнены из формованного стекловолокна. К сожалению, полностью изготовить стул из этого материала не удалось — ножку пришлось отливать из алюминия, чтобы конструкция выдерживала необходимую нагрузку.
Семейство Tulip также включает табурет, обеденные, барные и журнальные столики Saarinen со столешницами разных форм и размеров.
  • Разрабатывая прототип, Сааринен сделал множество эскизов и набросков, после чего довел форму до совершенства, создавая уменьшенные версии стула из глины. Первые экземпляры архитектор протестировал на родных и близких прямо в собственной гостиной.
  • В 1957 году супруги Эрвин и Эстель Лаверн (Erwine and Estelle Laverne), вдохновившись формой стульев Tulip представили собственный объект Champagne, который также напоминает и бокал шампанского. Спустя еще год дизайнеры продолжили эксперименты с пластиком в серии Invisible Group и органическом стуле Lotus.
  • В 1962 году в нью-йоркском аэропорту JFK открылся терминал TWA по проекту Сааринена. Транспортный комплекс стал кульминацией карьеры архитектора. К сожалению, автор так и не смог увидеть свое детище, скончавшись за год до окончания работ. Интерьеры хаба украшали многочисленные стулья Tulip.
Эскизы терминала TWA по проекту Ээро Сааринена.
  • На момент создания объект выглядел настолько футуристично, что его силуэт сразу пришелся по вкусу режиссерам научно-фантастических фильмов. Например, команда «Энтерпрайза» из сериала «Звездный путь» решала сложные этические вопросы, сидя именно на этих стульях.
  • К столетию со дня рождения Сааринена в 2010 году в Финляндии была выпущена монета с изображением стула Tulip.
  • Яркий образ стула Tulip сделал его жертвой недобросовестного копирования. Покупая оригинальную модель, необходимо удостовериться, что на основании выбит логотип марки Knoll. У ранних версий можно найти алюминиевую плашку с автографом Сааринена. Также стоит обратить внимание, что подделки чаще всего целиком изготавливаются из пластика.
Стулья с подлокотниками и без дополнены мягкими съемными подушками в текстильных чехлах всевозможных оттенков и орнаментов.

Ээро Сааринен родился в Финляндии в творческой среде, которая не могла не повлиять на выбор будущей профессии. Его отец — известный в стране архитектор Элиэль Сааринен (Eliel Saarinen) и мать — дизайнер по тканям и скульптор Лоя Сааринен. В начале 1920-х годов семья иммигрировала в США по приглашению филантропа Джорджа Бута. Здесь Элиель Сааринен основал и возглавил Крэнбургскую художественную академию (Cranbrook Academy of Art), самыми известными выпускниками которой стали Чарльз и Рэй Имзы (Charles and Ray Eames).

Сам Сааринен-младший в учебном заведении образования не получал, но в 1936 году пришел преподавать и занялся архитектурной практикой совместно с отцом. Самостоятельную профессиональную карьеру Ээро удалось начать лишь после смерти отца в 1950 году. Сааринен-младший ушел из жизни в 1961 году на пике творческого мастерства, но за 11 лет сумел создать ряд выдающихся проектов в области архитектуры и дизайна, повлиявших на облик американских городов и стилистику интерьеров.