Ликбез: главные герои датского дизайна

Вместе с Анной Смоляковой, дизайнером интерьера и преподавателем Международной Школы Дизайна, вспоминаем отцов-основателей датского дизайна

Светильники Kiplamp с плиссированным абажуром, дизайн Кааре Клинта, Le Klint.

Золотой век скандинавского модернизма в период с 1930–1960 гг. наиболее ярко представлен предметами, созданными датскими дизайнерами. Любое значимое явление возникает постепенно и формируется историей. Гильдия мебельщиков Копенгагена существует более 400 лет. Уважение к прошлому и преемственность, бережное изучение и сохранение технологий производства, явились прочной основой для творчества скандинавских дизайнеров ХХ века.

Кааре Клинт (1888 — 1954)

Кааре Клинт, отец-основатель датской школы дизайна, профессор Королевской академии изящных искусств в Копенгагене.

В 1924 году Кааре Клинт (Kaare Klint) основал факультет мебельного дизайна в Королевской академии изящных искусств Копенгагена. Концепция обучения базировалась на предварительном исследовании традиций. Клинт полагал, что основные технические задачи были уже успешно решены в прошлом.

Знаменитый стул Faaborg, созданный в 1914 году, задуман Клинтом как соединение неоклассического английского кресла с античным клисмосом. Идея состояла в легкости и мобильности стула.

Кресло Faaborg, дизайн Кааре Клинта, 1914, Carl Hansen & Søn.

Каждый предмет должен быть произведением искусства, формирующим пространство при совершенной функции. Отточенный силуэт, запоминающаяся форма, благородство естественных материалов, равновесие и комфорт — определяют кредо скандинавского дизайна как в предметах и в интерьерах. Последователи Клинта стремятся оптимизировать методы производства, позволяющие сделать дизайн доступным.

Клинт с учениками исследуют эргономику предмета и человека. Идеи мобильности и трансформации дизайнер воплощает в складном стуле Propeller Chair (1930), где в качестве основы применяется цилиндрическая деревянная штанга, разрезанная по спирали. Такой инновационный метод позволил стулу складываться и сделать производство безотходным.

Складной стул Propeller Chair, дизайн Кааре Клинта, 1930, Carl Hansen & Søn.

Safari Chair (1933) Клинт задумал разборным, не имеющим крепежа. Идея восходит к армейским походным креслам и все детали соединяются с помощью фиксации кожаными ремнями. Предметы выпускала старейшая датская фабрика Rud Rasmussen, а теперь их производством занимается компания Carl Hansen & Søn.

Кресло Safari Chair, дизайн Кааре Клинта, 1933, Carl Hansen & Søn.

Клинт работает над созданием корпусной мебели с мобильными универсальными модулями, способными трансформироваться в зависимости от ситуации, а также, создает серию светильников для компании Le Klint, используя методы архитектоники плиссированной ткани.

«Фонарь» Кааре Клинта модель 101 (1944) складывался в небольшую коробку. Настольная лампа Kiplamp 306 дополняет комплект и может применяться в качестве бра. Лампа имеет поворотный механизм и возможность наклона, что было инновацией в 1940-х. Светильники и сегодня успешно производит бренд Le Klint, экспозиция на Стокгольмской неделе дизайна 2020 тому подтверждение.

Фонарь 101, дизайн Кааре Клинта, 1944, Le Klint.

Кааре Клинт опередил свое время, стал дизайнером-новатором и ключевой фигурой датского модернизма, оказавшей влияние на целое поколение скандинавских дизайнеров.

Арне Якобсен (1902-1971)

Дизайнер Арне Якобсен.

Арне Якобсен (Arne Jacobsen) c детства мечтал стать художником и точно умел выразить свои идеи на бумаге. Архитектор по образованию, он создал, пожалуй, самые известные стулья и кресла.

Трехногий стул «Муравей» (1951) из гнутой фанеры, легкий и штабелируемый — самый узнаваемым в мире.

Стул Ant, дизайн Арне Якобсена, Fritz Hansen.

Кресла Egg и Swan Якобсен спроектировал для интерьеров отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене. Оба предмета сделаны без единой прямой линии из инновационного для того времени цельного литого пластикового каркаса с покрытием из пенополиуретана. Кресла могут применяться как в комплекте, так и по отдельности. Производятся брендом Fritz Hansen.

Арне Якобсен принадлежит к числу модернистов, создающих среду обитания, требующую нового предметного наполнения. Им спроектировано более 300 объектов предметного дизайна. (Подробнее об Арне Якобсене читайте наш специальный материал).

Кресла Egg и Swan, дизайн Арне Якобсена, Fritz Hansen.

Ханс Вегнер (1914-2007)

Дизайнер Ханс Вегнер.

Самым титулованным датским дизайнером, создавшим более 500 моделей стульев и кресел был Ханс Вегнер (Hans J. Wegner). Он с детства работал в мебельной мастерской и качество для него было превыше всего. Его кредо — делать обычные вещи необычно высокого качества.

Он очистил мебель от классических декораций, оставив красоту конструкции, и следовал принципам модернизма.

Благодаря Вегнеру стул получил самостоятельную ценность и перестал быть частью традиционного мебельного комплекта.

Самый известный его предмет — The Chair (1949), простой стул с плетеным сидением и скругленной эргономичной спинкой. Позднее сиденье было выполнено в коже. В 1960 году на этих стульях сидели Джон Кеннеди и Ричард Никсон во время теледебатов кандидатов в президенты.

Стул The Chair, дизайн Ханса Вегнера, 1949.

Еще один шедевр Ханса Вегнера, вошедший во все учебники по истории дизайна, — CH24 или Wishbone chair (1950). Традиционно он выпускается в натуральном светлом дереве, но к юбилею автора компания Carl Hansen & Søn выпустила лимитированную цветную серию.

Стул Wishbone Chair, дизайн Ханса Вегнера, 1950, Carl Hansen & Søn.

Легендарное кресло Shell CH07 1963 года сейчас доступно в новой отделке. Датский бренд Carl Hansen & Søn совместно с текстильным брендом Jim Thompson выпустили лимитированную коллекцию, соединив скандинавскую эстетику формы с сочными цветами. Всего в настоящее время выпускается порядка 100 объектов по дизайну Ханса Вегнера. (Больше фактов о Хансе Вегнере ищите по ссылке).

Кресло Shell Chair, дизайн Ханса Вегнера, 1963, в обивке Jim Thompson.

Бёрге Могенсен (1914-1972)

Дизайнер Бёрге Могенсен.

В 1943 году Ханс Вегенр открыл студию вместе с еще одним датским дизайнером Бёрге Могенсеном (Børge Mogensen). Берге был архитектором, как и большинство героев датского дизайна. Он был вдохновлен идеями своего преподавателя Кааре Клинта и перевел производство на промышленный уровень, сделав мебель доступной.

В 1942 году Могенсен возглавил кооператив FDB, который предлагал легкую и компактную мебель для малогабаритных квартир. В XXI веке дизайнеры интерьеров решают те же задачи: сделать жизнь в небольших квартирах-студиях функциональной, независимо от площади. Поиск оптимальных решений продолжился в серии диванов, столов и стульев.

Стулья, дизайн Бёрге Моргенсена.

Форма самой знаменитой его работы — испанского кресла Spanish Chair (1958) — соединила исламские традиции с брутальностью средневековья. Широкие, плоские подлокотники заменяют журнальный столик, а в современном интерьере кресло притягивает внимание, как акцент. Впоследствие Могенсен продолжил эстетическую идею испанского кресла в более компактном варианте обеденных стульев.

Кресло Spanish Chair, дизайн Бёрге Моргенсена, 1958, Fredericia.
Кресло Spanish Chair, дизайн Бёрге Моргенсена, 1958, Fredericia.

Вернер Пантон (1926-1998)

Дизайнер Вернер Пантон с настольной лампой Pantop, 1980, Verpan.

Вернер Пантон (Verner Panton) получил образование инженера-строителя. Его увлечение инновационными материалами — плексиглазом, пластиком, фибергласом, пенопропиленом, — послужило началом нового формообразования в мебели. Он первым стал применять в интерьерах чистые, яркие цвета.

Самый знаменитый стул XX века Pantone Chair (1959-1960) был отлит из цельного куска пластика. Работы дизайнера и по сей день остаются самыми передовыми в истории дизайна.

Семейство стульев Panton Chair по дизайну Вернера Пантона, Vitra.

ПоУль Хеннингсен (1894 — 1967)

Дизайн Поуль Хеннингсен.

В северных странах освещение играет ключевую роль. Датский дизайнер Поуль Хеннингсен (Poul Henningsen) практически всю свою жизнь посвятил работе со светом. В 1925 году началось его долголетнее сотрудничество с фабрикой Louis Poulsen, которое продолжалось до самой его смерти.

Для этого бренда он создал свои самые известные светильники, в том числе знаменитый «Артишок» (1958). Модель, действительно напоминающая своей формой одноименный овощ, мягко рассеивает свет и создает в помещении атмосферу хюгге. Она актуальна как для квартир, так и для общественных интерьеров.

Светильник PH Artichoke, дизайн Поуля Хеннингена, 1958? Louis Poulsen.

О хюгге, Nordic style и скандинавском дизайне узнать больше можно на курсе Международной Школы Дизайна (IDS) Professional Upgrade. Nordic Style

Автор курса и статьи Анна Смолякова

Другие материалы по теме:

105 лет со дня рождения Ханса Вегнера

Арне Якобсен: 10 фактов ко дню рождения мастера

Ликбез: 10 стульев, которые должен знать каждый