ВХУТЕМАС: интересные факты и главные представители

До 13 ноября в Москве можно посетить выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Вместе с экспертами Музея Москвы разбираемся, что такое ВХУТЕМАС и в чем его влияние на современное искусство

Архитектура ВХУТЕМАС. Работы архитектурного факультета 1920–1927 годов. М.: Издание ВХУТЕМАСа, 1927 год. Российская Государственная Библиотека.

Что такое ВХУТЕМАС? 

В 1920 году на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества появился главный творческий институт страны — Высшие художественно-технические мастерские. ВХУТЕМАС просуществовал одно десятилетие, но за это время успел круто изменить основы художественного образования и выпустить первых советских дизайнеров и графиков. Если коротко, то влияние ВХУТЕМАСа на искусство и дизайн XX века сравнимо с влиянием немецкого Баухауса.

Фрагмент обложки журнала «Техника и жизнь №6». На фотографии: студенты деревообделочного факультета ВХУТЕМАСа (М. Олешев, В. Тимофеев и др.) делают макет избы-читальни для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Руководители Антон Лавинский и Сергей Чернышев, 1925 год.

Хорошо, а чем занимались в этих мастерских? 

Во ВХУТЕМАСе готовили универсальных художников нового типа, которые должны были изменить быт советского человека. Художественные и производственные дисциплины здесь объединили: отныне «высокое искусство» теряло свою элитарность, но обрело практические задачи. В школе были живописный, скульптурный, архитектурный, полиграфический, текстильный, керамический, металлообрабатывающий и деревообделочный факультеты.

Алёшин С. Керамическое панно.Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика им. М. И. Калинина, 1927 год. Московский Государственный объединенный музей-заповедник
Фото
Ksenia
О. и Г. Чичаговы. «Великолепная пятёрка ВХУТЕМАСа». Литография, 1921.

Студенты создавали посуду, скульптуры и агитационные установки для демонстраций, иллюстрировали книги и разрабатывали шрифты, проектировали жилые дома и мебель. Центром экспериментальных поисков было Основное отделение — вводный курс, где студентов всех факультетов учили общим законам восприятия и передачи цвета, основам пространственного мышления и формообразования, а также ритму и законам композиции. Педагоги даже придумывали собственные инструменты для практики полученных знаний. Николай Ладовский, например, создал простометр, который помогал студентам адекватно воспринимать пространство: правильно оценивать реальную высоту, удаленность и приближенность объектов.

Александр Галактионов с макетом и деталями своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок» (комплект сборно-разборного оборудования из стандартных конструктивных элементов). Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН, 1929 год. Фотография. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой.

Знаю ли я кого-то из ВХУТЕМАСа?

Конечно! Дизайнер, график и фотограф Александр Родченко, скульптор Вера Мухина, график и дизайнер Владимир Татлин, художники Василий Кандинский, Надежда Удальцова и Петр Кончаловский, архитекторы Алексей Щусев, Константин Мельников, Александр Веснин, Николай Ладовский и «амазонки авангарда» Варвара Степанова и Любовь Попова в разные годы были преподавателями мастерских. Среди самых известных выпускников — художники Александр Дейнека, Татьяна Маврина, Александр Лабас, Андрей Гончаров, скульптор и график Владимир Кудряшев, архитекторы Иван Леонидов и Георгий Крутиков, мастера киноплаката братья Стенберги. Скорее всего, вы уже слышали о школе и ее проектах, просто не знали, что это ВХУТЕМАС.

Александр Родченко со своими студентами (металлообрабатывающего факультета). ВХУТЕМАС, 1926 Слева направо: Николай Соболев, Александр Родченко, Павел Жигунов, И.К. Морозов, Макаров (лаборант), Захар Быков Фотография. Неизвестный фотограф. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой.

Что я могу посмотреть в Москве? 

Самые знаменитые здания, связанные с ВХУТЕМАСом — это Рождественка, 11 (здесь сейчас располагается один из наследников ВХУТЕМАСа — МАРХИ) и Мясницкая, 21 (теперь это здание Российской академии живописи, ваяния и зодчества).

Здание Российской академии живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, 21.
Здание МАРХИ на ул. Рождественка, 11.

Выпускники ВХУТЕМАСа участвовали в оформлении нескольких станций метро. В 1935 году Захар Быков спроектировал оригинальные скамьи с указателями для станции метро «Аэропорт». На «Семеновской» сохранились придуманные им же вентиляционные и декоративные решетки для верхнего вестибюля. Абрам Дамский занимался освещением в московском метро. Светильники на станциях Кольцевой линии «Таганская» и «Октябрьская» — по его эскизам.

Скамьи с указателями на станции «Аэропорт».
Светильники на станции «Таганская» Кольцевой линии.

Все ли проекты были реализованы? 

ВХУТЕМАС не был бы школой авангарда, если бы не предлагал утопических и нестандартных проектов. Самым скандальным стал дипломный проект Георгия Крутикова «Летающий город». Архитектор верил, что в ближайшем будущем люди смогут строить в космосе все, что захотят. По его задумке, в воздушном пространстве лучше всего будут смотреться летающие дома-коммуны, а на Земле пусть остаются природные заповедники и производства. Вместо метро и автобусов —  индивидуальные летающие кабины. За реализацию проекта так никто и не взялся, но все впереди!

Летающий город Георгия Крутикова, 1928.

Хорошо, а если я больше интересуюсь интерьерным дизайном? 

Вашу квартиру вполне можно обустроить по всем канонам ВХУТЕМАСа. Больше всего студенты заботились о продуманном использовании каждого квадратного метра и взгляде на квартиру как на целостную систему. В мастерских проектировали лампы, стулья, откидные кровати, складные столы и книжные полки, а также целые интерьеры. Отличная идея для рабочего пространства — мягкий стул из гнутого дерева Николая Рогожина, руководителем проекта был Владимир Татлин. Пружинящая конструкция под сидением ощущается как будто паришь на упругом потоке воздуха. На таком стуле мышцы затекают не так быстро.

Лампы-трансформеры от Абрама Дамского понравятся поклонникам «Икеи». Ничего лишнего, только функция: высоту светильника можно менять самостоятельно. А если не хочется заморачиваться с отдельными предметами, то спасением стала бы комбинированная мебель: шкаф-стол или стол-диван. От единичных проектов мебели ближе к концу обучения все студенты ВХУТЕМАСа занимались комплексными решениями для интерьеров.

Вершиной этих разработок считался проект жилой ячейки типа F, выполненный профессором Эль Лисицким и его студенты для дома Наркомфина Моисея Гинзбурга. А еще один студент Лисицкого Иван Лобов создал проект по оборудованию типовой комнаты 16,35 кв. м, которую можно было трансформировать в столовую, кабинет или спальню для семьи из 2-3 человек.

Настольная лампа по проекту Абрама Дамского. Руководитель: Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН, 1929 год. Изготовлено компанией LumoLumo для Центра моды и дизайна Всероссийского музея Декоративного искусства, 2020.

Фото:

Про архитектуру и интерьер понятно, а что насчет литературы? 

При ВХУТЕМАСе действовало целое издательство — выпускали книги, которые иллюстрировали студенты. Одним из самых любимых поэтов вхутемасовцев был Владимир Маяковский. Студенты ходили на его вечера в Политехнический музей, громко декламировали его стихи по ночам и оформляли книги. Во ВХУТЕМАС издали «Люблю» и «Маяковский издевается: первая книжица сатиры». Еще одним поэтом близким к ВХУТЕМАСу был Велимир Хлебников, он даже жил в общежитиях мастерских, а выпускница ВХУТЕМАСа Валентина Кулагина-Клуцис оформила посмертное издание «Записной книжки Велимира Хлебникова».

Николай Купреянов (предположительно). Обложка к поэме В.В. Маяковского «Люблю». Издательство ВХУТЕМАСа, 1922.
Ольга и Галина Чичаговы. Обложка спектакля «Хождение по мукам вхутемаски». Литография, 1921.

И чем закончилась история ВХУТЕМАСа? 

В 1927 году ВХУТЕМАС переименовали во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт, а потом и вовсе расформировали. Но многие студенты позже начали преподавать и продолжили распространять идеи, усвоенные за годы обучения. Московская Государственная художественно-промышленная академией имени Строганова, МАРХИ, Российский Государственный университет имени Косыгина, Московский Государственный университет печати имени Федорова и даже МАРШ и «Стрелка» сегодня следуют принципам, которые когда-то создали в мастерских.

Николай Соколов, 4 курс, «Курортная гостиница в Мацесте». Мастерская Александра Веснина, 1928 год. Государственный музей архитектуры им. А.Н. Щусева.
А. Лавинский. Проект избы-читальни, 1925. Из книги «Искусство в быту». Частная коллекция.

Знают ли ВХУТЕМАС в мире? Или это локальное явление?

Проекты студентов ВХУТЕМАСа видели и за пределами нашей страны. Например, электрофицированная изба-читальня от деревообделочного факультета экспонировалась на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. В советском павильоне Александр Родченко также представил собственный конструктивистский проект — «Рабочий клуб». Мебель здесь легко двигалась, складывалась и перестраивалась по запросу. Экспериментальные идеи вхутомасовцев иностранцев впечатлили и они вручили им несколько наград. Также во ВХУТЕМАСе бывали историк искусства и первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр и известный архитектор Ле Корбюзье.

Журнал «Строительство Москвы» №10. 1929 год. На обложке: проект Бориса Соколова «Встроенный шкаф-перегородка с передаточным окном между кухней и столовой». Руководитель: Эль Лисицкий. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН, 1929 год.
Захар Быков. Керамическая вариантная плитка (элементы орнамента.). Эскиз. Руководитель: Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН, 1926 Карандаш, гуашь, бумага. Архив Захара Быкова.

Где я могу больше узнать о ВХУТЕМАСе? 

Самым простым способом было бы прийти на масштабную выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая открылась в Музее Москвы 10 ноября. Но уже с 13 ноября выставка вместе с музеем временно приостанавливает свою работу, увидеть ее вновь вы сможете, когда ограничения в связи с коронавирусом будут сняты. А пока заходите на сайт vhutemas.mosmuseum.ru. Там можно почитать об истории ВХУТЕМАСа, послушать воспоминания студентов и преподавателей, а также записаться на онлайн-лекции для взрослых и онлайн-занятия для детей. Параллельная онлайн-программа стартует уже 12 ноября. 

Абрам Дамский. Эмблема завода АМО (впоследствие ЗИЛ), 1930-е. Бумага, карандаш, тушь, гуашь. Архив Абрама Дамского и Натальи Киселевой.