10 интересных фактов о Габриэлле Креспи

17 февраля родилась Габриэлла Креспи (1922 — 2017) — одна из самых ярких звезд дизайна XX века. Модная икона 1970-х, создатель вещей для Одри Хепберн и Грейс Келли, она объединила в своих работах качество работы, интеллектуальное начало и безупречное чувство стиля

№1

Габриэлла Креспи (Gabriella Crespi) родилась в 1922 году в небольшом городке недалеко от Милана. Ее детство прошло в Ломбардии и Тоскане. Затем в конце Второй мировой войны она оказалась на Гебридских островах у западных берегов Шотландии. Ее последующие работы стали объединением двух начал: итальянского чувства роскоши и шотландской нордической строгости.

Габриэлла Креспи. Настольные лампы Fungo, 1973.
Габриэлла Креспи

№2

В 1950-е годы, закончив образование в Академии Брера в Милане, а затем в Миланском политехническом университете, Габриэлла представила свои работы в публичном пространстве.

Обладателем ее первых объектов стала миссис Ховинг — владелица универмагов Bonwit Teller и компании Tiffany & Co.

Габриэлла Креспи. Бамбуковые стулья. 1974-75. www.dimoregallery.com

№3

Идея дизайна, созданного Креспи, заключалась в том, чтобы трансформировать объекты, меняя их функцию. Куб в роли стола, металлическая пластина, превращенная в столешницу, — созданные ею объекты часто возникали из нарушения привычного представления о вещах и формах.

Габриэлла Креспи. Пара настольных ламп из серии «Животные» (Animali), ок. 1970.
Фото
www.phillips.com

№4

Итальянский Ренессанс имел огромное значение для Габриэллы. Она использовала формы и структуру традиционной итальянской мебели эпохи Возрождения, придавая ей новое, актуальное звучание. Этот принцип, в частности, был использован в дизайне стола Puzzle (1973-74), чья дробная расстекловка была выполнена из муранского стекла: благородство классического итальянского Ренессанса стало частью современного дизайна.

Габриэлла Креспи. Стол Puzzle, коллекция Plurimi, 1973.

№5

В 1960-е годы Габриэлла Креспи начала сотрудничать с Dior, создавая вещи для отдела подарков, объекты для сервировки стола и декор для дома. Это сотрудничество Креспи с модным Домом продлится почти двадцать лет.

Габриэлла Креспи для Christian Dior. Ведерко с головами оленей.
Габриэлла Креспи для Christian Dior. Набор из графина и двух кружек.

№6

В 1969 году Креспи начала новую тему — коллекцию Lune, связанную с формами луны и полумесяца. Она напоминала о роскоши интернационального ар-деко, динамике итальянского концептуального искусства, была связана с идеями оп-арта и баланса Александра Колдера (Alexander Calder). Серия Lune продолжала обновляться до 1980 года, став одним из символов дизайна 1970-х.

Настольная лампа Lune в Миланской квартире Габриэллы Креспи.
Фото
©Archivio Gabriella Crespi

№7

В 1970-е годы берет начало еще одна знаковая серия — Plurimi, которую сама Габриэлла Креспи считала посвящением Эмилио Ведове (Emilio Vedova), итальянскому художнику-абстракционисту, одному из создателей Нового фронта искусств. Эти объекты были созданы как иллюстрация парадокса единой формы, которая способна изменяться в пространстве, находя связь с окружающей средой.

Габриэлла Креспи. Светильник, Barovier & Toso, ок. 1975.
Фото
WWW.PHILLIPS.COM
Габриэлла Креспи. Журнальные столики Scultura, серия Plurimi, ок. 1976.
Фото
WWW.PHILLIPS.COM

№8

Работы Габриэллы Креспи всегда были близки художественному пространству и итальянскому искусству ХХ века. Абстрактные формы ее работ находят параллели не только в канонических для Италии кубизме и футуризме. Коллекции Габриэллы Креспи близки Кинетическому искусству, Новому фронту и Arte Povera — течениям, которые определили художественный климат Италии в 1960-е — 1980-е годы. Например, журнальный столик Scultura 1970-х гг можно считать как предметом мебели, так и арт-объектом.

Фрагмент интерьера миланской квартиры Габриэллы Креспи.
Фото
©Archivio Gabriella Crespi

№9

Золотые оттенки и золотые поверхности всегда играли особую роль в коллекциях Габриэллы Креспи. Они оставались знаком роскоши и, в то же время, позволяли подчеркнуть лаконичность формы. Они были частью современного дизайна и, одновременно, напоминали о позолоченных пространствах флорентийского Ренессанса и римского Барокко.

Квартира Габриэллы Креспи в Милане на Via dell’ Annunciata, где она прожила до самой своей смерти в 2017 году.
Фото
©Archivio Gabriella Crespi

№10

В 2011 году в Палаццо Реале в Милане состоялась ретроспективная выставка Габриэллы Креспи. Экспозиция, названная «Габриэлла Креспи: знак и дух» была посвящена основным темам ее творчества — единству идеи и формы, которая часто достигалась за счет концептуальной простоты.

Тест: Екатерина Васильева

Дизайнер Габриэлла Креспи в окружении своих объектов.