100 лет со дня рождения Альберта Хэдли

18 ноября родился Альберт Хэдли (1920 — 2012). Самого известного американского декоратора вспоминает его единственный русский ученик и коллега, декоратор Кирилл Истомин

Фото
@kirill_istomin

ФАКТЫ

  • Альберт Хэдли (Albert Hadley) — патриарх американского дизайна.

  • Родился 18 ноября 1920 года году в Нэшвилле, Теннесси, в семье торговца сельхозтехникой.

  • Вместе с миссис Пэриш (1910–1994) возглавлял легендарную компанию Parish-Hadley Associates.

  • Среди клиентов: американские мультимиллионеры Асторы, Гетти и Рокфеллеры.

  • Альберт Хэдли помогал Жаклин Кеннеди в оформлении Белого дома.

  • Преподавал в школе дизайна Parsons School of Design.

  • Работал более 70 лет. Скончался 29 марта 2012 года.

Один из самых известных принтов, придуманных Альбертом Хэдли, до сих пор выпускается в виде упаковочной бумаги и обоев.

Моя первая встреча с Альбертом Хэдли состоялась в школе «Парсонс», куда он пришел оценивать наши курсовые работы. Ему на тот момент было всего 75 — впереди еще 15 лет активной работы. Он жадно интересовался новостями, общался со студентами. Гуру американского дизайна выглядел довольно просто. Костюм, водолазка и непременный платочек в кармане. Сколько его помню, он ходил именно так. Скромная одежда не умаляла масштабa личности ее хозяина. Для нас, студентов, это был человек с другой планеты, имя которой — Parish-Hadley.

Альберт Хэдли и Кирилл Истомин, 1996 год.

Чуть позже именно эти буквы я вывел на конверте, куда вложил свое первое в жизни портфолио. А дальше произошло чудо. Не могу не похвастаться: я стал первым и единственным иностранцем, принятым в «Пэриш–Хэдли». Эта компания десятки лет задавала тон на Манхэттене, декорируя дома Рокфеллеров, Кеннеди, Асторов и Гетти. Управляли ею два человека — Альберт Хэдли и миссис Пэриш, более известная как Сестра Пэриш (Sister Parish).

Обновленный в 1970-е годы интерьер библиотеки в квартире Брук Астор.
Главная деталь кабинета Альберта Хэдли — пробковая доска, выкрашенная в фирменный красный цвет. Здесь он собирал источники своего вдохновения. Одно время на ней висели эскизы кресел сотрудника Parish-Hadley Associates Кирилла Истомина.

В 1950–1980-х годах они создали все то, что сейчас стало символом современного американского гламура. Ввели в моду яркие лакированные стены, темные потолки, сверкающую отделку из латуни. Потрясающий тандем! Она — аристократка, безудержный генератор идей, не выносившая рутины, смет и чертежей. Пэриш не умела рисовать, но, обладая врожденным вкусом, заказывала грузовики с мебелью, которую расставляла прямо по месту. Помещалось, понятно, не все, но получалось грандиозно.

Вашингтонский дом Эвелин и Лоуренса Брандтов. Любимое сочетание Хэдли: темные лаковые стены и светлые шторы.

Хэдли — полная противоположность. Эрудит, педант, профессионал, он бесконечно чертил развертки, скрупулезно врисовывая в них ламбрекены, шторы и мебель. К подбору красок и тканей он приступал только после того, как в помещении воцарялся архитектурный порядок: сделана перепланировка, перенесены окна… Педантичный Хэдли создавал смелый и даже провокационный дизайн. С его легкой руки роскошные апартаменты на Пятой авеню покрывались толстыми, не всегда ровными, слоями ярких красок и лака. Уточню: это не были панели, покрытые рояльным лаком, как сейчас, а просто многократно покрашенные стены.

Альберт Хэдли у себя дома на Манхэттене.

Сегодня очень выросли требования к качеству отделки. Но в ту пору интерьеры делали не на века. У «Пэриш–Хэдли» были клиенты, с которыми компания сотрудничала лет тридцать подряд: оформляла новые дома и регулярно переделывала старые. Это называлось «пройтись по комнатам». Во время таких рейдов декораторы меняли чехлы на креслах, что-то пристраивали. Клиенты обновляли дома в честь свадьбы, начала лета или под недавно купленную коллекцию китайских статуэток династии Мин.

Апартаменты ювелирного дизайнера Дианы Куаши на Манхэттене Альберт Хэдли оформил в соавторстве с Бриттоном Смитом (Albert Hadley Inc.).

Педантичный Хэдли создавал смелый и даже провокационный дизайн

Апартаменты ювелирного дизайнера Дианы Куаши на Манхэттене Альберт Хэдли оформил в соавторстве с Бриттоном Смитом (Albert Hadley Inc.).

В 1995 году миссис Бэнтли, готовя прием для президента Клинтона, попросила «освежить» свою гостиную. Бюджет составил 50 000 долларов. Тогда это были большие деньги. Разумеется, все, включая тесьму и ткани, было авторским.

Это фото гостиной из апартаментов Альберта Хэдли на Манхэттене украсило обложку американского ELLE DECOR в феврале 2000 года.

Начав работать в России, я долго привыкал к тому, что меня просят делать диванные подушки на молниях. Хэдли сказал бы: «Зачем? Подушки не сдают в химчистку, их меняют». «Пэриш–Хэдли» — компания старого образца. Маленькая деталь: проектные документы отправляли клиентам с посыльными (ни в коем случае почтой!) с обязательной маркировкой «передать из руки в руки». Помню, как несколько раз переделывались конверты из-за того, что надпись легла не идеально ровно.

В перерывах между заказами Хэдли декорировал многочисленные дома для своей семьи. Этот таунхаус в викторианском стиле он оформил для своей сестры Бетси в их родном Нэшвилле, Теннесси.
Холл в апартаментах Хэдли на Манхэттене. Стены выкрашены в насыщенный красный цвет и покрыты лаком — это один из любимых приемов декоратора.

Компания закрылась в 1999 году, просуществовав четыре года после смерти Сестры Пэриш. Хэдли продолжил работу в своем маленьком офисе, где вел старых клиентов и некоторых новых. Последний раз я навещал его пару лет назад. Хэдли постарел, но по-прежнему интересовался всем новым. Он рассказывал, как незадолго до нашей встречи оклеивал потолок своей манхэттенской гостиной голографическим винилом с завораживающими узорами. Невероятно, но, проведя в профессии более семи десятков лет, он так и не устал от дизайна!

Спальня в квартире на Манхэттене Брук Астор.
Гостиная в доме Альберта Хэдли в Неаполе, Флорида.

P.S. Декоратор Альберт Хэдли оставил неизгладимый след в истории. А в моей личной жизни — несколько неискоренимых привычек. Я до сих пор рисую эскизы от руки и автоматически слежу за тем, чтобы штамп на конверте был поставлен ровно посередине.

Акварельный эскиз «Современный пентхаус» — студенческая работа Альберта Хэдли.