Ваш браузер устарел!

Сайт может отображаться неправильно на вашем устройстве.
Установите современный браузер, чтобы все сайты, которые вы посещаете, отображались корректно. Это абсолютно бесплатно и займет у вас пару минут.

Обновить браузер ×

История дизайна: Айно и Алвар Аалто

3 февраля родился великий финский дизайнер Алвар Аалто, а 25 января отмечала день рождение его супруга и верный сотратник Айно Аалто. Вспоминаем самые выдающиеся проекты, объеты и факты биографии легендарной четы

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 0)
Айно и Алвар Аалто
Фото: 
© ALVAR AALTO MUSEUM

Один из отцов и основоположников финского дизайна и скандинавского модернизма в целом Алвар Аалто закончил Политехнический институт города Гельсингфорса в 1921 году. К моменту окончания учебы он уже успел построить дом для родителей в Алаярви по своему проекту. С Айно он познакомился в 1924 году, когда она пришла работать в его студию — спустя полгода они поженились и с тех пор никогда не расставались, совместно работая над всеми проектами — будь то архитектура, предметный дизайн или дизайн интерьеров — вплоть до самой смерти Айно в 1949 году.

Санаторий «Паймио» (1932)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 2)
Санаторий «Паймио»

Туберкулезный санаторий «Паймио», строительство которого закончилось в 1932 году, — первая серьезная архитектурная работа студии Аалто. Здесь все продумано до мельчайших деталей и следует единой цели: улучшить состояние пациентов с помощью целебного воздуха (пансионат окружен соснами), солнца и активного отдыха. Окна спланированы так, чтобы максимально использовать естественный дневной свет, на каждом из семи этажей корпуса предусмотрены просторные балконы (на них пациенты принимали воздушные ванны, лежа на кроватях), а на самом верху здания — терраса, которая идет вдоль всего корпуса. Всю мебель для этого проекта Алвар и Айно спроектировали сами, включая раковины для палат (из соображений гигиены у каждого пациента была своя), металлические кровати без острых углов, шезлонги, табуретки для переобувания, кресла для зала медитации.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 4)
Зал для медитации и релаксации санатория «Паймио» был укомплектован креслами специальной конструкции, которые позволяли пациентам дышать полной грудью
Фото: 
© ALVAR AALTO MUSEUM

Туберкулезным больным надлежало проводить несколько часов в полулежащем положении и дышать целебным лесным воздухом в специальном зале. Для него Алвар и Айно разработали специальное кресло особой конструкции, которая позволяла пациентам полулежать-полусидеть, полностью расслабившись, глядеть в потолок и дышать полной грудью. Из 41 оригинальных кресел до наших дней дожило лишь одно, но, к счастью, Paimio Chair было вновь запущено в производство и выпускается сегодня фабрикой Artek — на радость всем ценителям скандинавского дизайна!

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 6)
Кресло Paimio Chair, дизайн Алвара Аалто, 1932, Artek.
Фото: 
© artek
История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 8)
Side Table 606, дизайн Айно Аалто, 1932, Artek. По первоначальному замыслу Айно, этот объект служил табуреткой для переобувания больных. Сегодня выпускается как журнальный столик.
Фото: 
© artek

Библиотека в выборге (1935)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 10)
Зал абонемента, расположенный в центре здания, не имеет окон. 57 световых фонарей в потолке позволяют летом обходиться без искусственного освещения

Центральная городская библиотека Выборга — единственная постройка финского архитектора на территории России. Конкурс на ее строительство Аалто выиграл еще в 1927 году, но приступить к строительству удалось далеко не сразу: то не было средств, то протестовали местные жители, недовольные стройкой посреди городского парка. В итоге библиотека была достроена и открыта только в 1935 году, зато проект получился поистине революционным для своего времени. Книги на специальном лифте поднимались из хранилища до балкона, где летом можно было читать на свежем воздухе, освещение абонементного зала осуществлялось через специальные световые фонари в потолке, а волнообразный потолок лекционного зала обеспечивал уникальную акустику.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 11)
Табурет, разработанный архитектором для лекционного зала, стал одним из самых культовых дизайн-объектов Алвара Аалто и фирмы Artek
Фото: 
© Artek archive

Мебель для библиотеки Аалто также проектировал сам. Самым известным объектом стал круглый штабелируемый табурет Stool 60 из гнутой березы (1933 г), который выпускается до сих пор маркой Artek в разных версиях. Его главная «фишка» — простота сборки: три ножки крепятся непосредственно к сидению при помощидевяти винтов. Любопытно, что мировую славу эта модель приобрела в своей четырехногой версии благодаря ИКЕА, которая скопировала табурет Аалто и выпустила его из гнутой фанеры. Но сам Аалто версию на четырех ножках не любил (хотя она и есть у Artek), считая ее более банальной и менее органичной.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 10)
Табурет Stool 60, дизайн Алвара Аалто, Artek
Фото: 
© ARTEK

Во время Второй Мировой Войны библиотека утратила световые фонари, витражи и знаменитый волнообразный потолок, а в советское время пришла в еще большее запустение. Здание пытались ремонтировать, но это лишь ухудшало положение. Только в 1994 году началась полноценная научная реставрация с привлечением наследников Аалто и с использованием оригинальных чертежей и макетов. Из-за нехватки финансовых средств восстановление растянулось почти на десять лет, наконец, в 2013 году библиотека вновь была открыта для посетителей.

Главный вход в би- блиотеку, 1935 г

Экспозиция Финляндии на миланской триеннале (1936)


История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 18)
Экспозиция Artek на Миланской Триеннале 1936 года, оформленная Айно Аалто, получившей Гран-при выставки
Фото: 
© Artek archive

Айно закончила Политехнический институт Хельсинки в 1920 году и пришла в студию Аалто уже с дипломом архитектора. Над большинством проектов они работали совместно с мужем, однако известно несколько крупных работ ее авторства, которые внесли не меньший вклад в историю финского дизайна, чем работы Алвара Аалто. В 1936 году Айно оформила стенд Artek на Миланской Триеннале, который был удостоен Гран-при.

Триеннале в Милане 1936 года стала звездным часом для Artek и всего финского дизайна в целом. На этой же выставке Айно получила золотую медаль за коллекцию стекла Aalto Glasses, дизайн которой был навеян кругами, расходящимися по воде, а Алвар Аалто — медаль за кресло Armchair 400 (за свою форму и ножки из гнутой березы, напоминающие гусеницы танка, оно получило второе название Tank). Посуда успешно выпускается маркой iittala, «Танк» стал культовым объектом финского дизайна и продолжает производиться Artek.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 17)
Коллекция стеклянной посуды Aino Aalto, дизайн Айно Аалто, 1936, iittala
Фото: 
© iittala
История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 21)
Кресло Armchair 400 «Танк», дизайн Алвара Аалто, 1936, Artek
Фото: 
© Artek

Ресторан отеля «Савой» в Хельсинки (1937)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 24)
Интерьеры ресторана «Савой» в Хельсинки со светильниками A330S, дизайн Алвара Аалто, Artek
Фото: 
© Artek

«Сегодня в уникальном новом здании на углу южной Эспланады и улицы Касармикату открылся ресторан топ-класса «Савой», — гласила передовица газеты Helsingin Sanomat от 3 июня 1937 года. — Все свидетельствует о том, что он станет популярным местом встреч для жителей города и туристов». Он разместился на 7-8 этажах бизнес-центра, построенного по проекту архитектора Вальтера Юнга. Оформления интерьеров ресторана поручили чете Аалто, которые поставили перед собой задачу создать по-домашнему уютное пространство на высоте птичьего полета.

Стены и потолки они обшили любимым материалом — березовым шпоном, а также разработали для этого проекта светильники из цельного листа латуни, форма которых напоминала колокольчик. Сегодня эта модель выпускается Artek в нескольких цветовых решениях. Кстати, в сентябре на Maison&Objet в Париже финская марка представила обновленную версию легендарного «Золотого колокольчика» А330S из цельной латуни с необработанной верхней поверхностью и приятной патиной, которая возникает в процессе естественного окисления. Благодаря отсутствию полировки, внутренняя поверхность латунного светильника дает более мягкий, чем в других версиях, свет.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 26)
Интерьеры ресторана «Савой» в Хельсинки со светильниками A330S, дизайн Алвара Аалто, Artek
Фото: 
© ARTEK
История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 27)
Подвесной светильник A330S, дизайн Алвара Аалто, Artek
Фото: 
© ARTEK

Кстати, в оформлении интерьеров ресторана использовался и другой культовый объект Алвара и Айно — вазы Aalto Vase в форме волны, — благодаря чему они получили свое второе название Savoy. Эти вазы и сегодня можно увидеть на столах: хозяева гордятся историей и чтут заветы дизайнеров.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 20)
Ваза Alvar Aalto («Savoy»), iittala, 1936
Фото: 
© IITTALA

Финский Павильон на всемирной выставке в Париже (1937)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 28)
Павильон Финляндии на выставке в Париже с мебелью Artek по дизайну Айно и Алвара Аалто, 1937
Фото: 
Henry Sarian, © Alvar Aalto Museum

Всемирную выставку в Париже 1937 года называли «Выставкой трех диктатур»: мировые державы демонстрировали не только достижения науки, искусства и промышленности, но и устраивали настоящую демонстрацию силы посредством архитектуры. Павильон СССР венчала статуя «Рабочего и колхозницы», десятиметровый павильон Германии — герб Третьего Рейха, орел со свастикой, перед павильоном Италии стоял «Гений фашизма» Аффортунато Гори.

На фоне этой битвы тоталитарных идей особенно человечным, уютным и «домашним» выглядел павильон Финляндии, спроектированный Алваром Аалто. Он нес в массы совсем другой message — идеи функционального, удобного и демократичного дизайна. Снаружи и внутри было много натурального дерева (вся отделка была изготовлена в Финляндии местными ремесленниками) — любимого материала архитектора.

Artek представил на ЭКСПО 1937 года помимо уже известных объектов новый сервировочный столик с основой из гнутого дерева, плетеной корзиной и столешницей, выложенной керамической плиткой. Дизайн Tea Trolley 900 был навеян английской и восточной чайной традицией, с которыми чета Аальто познакомились во время многочисленных путешествий по свету.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 29)
Столик Tea Trolley 900, дизайн Алвара Аалто, 1937, Artek
Фото: 
© ARTEK

Оформлением экспозиции Artek традиционно занималась Айно Аалто, которая всегда с особой любовью относилась к живым растениям в интерьере. Она украсила стенд зеленью в цветочных горшках ручной работы из своего любимого материала — керамики. Айно придумала эти вазы-горшки для их с Алваром дома в Хельсинки, где они стояли на веранде. В 1930-е годы вазы так и не были запущены в серийное производство, а вот сегодня выпускаются Artek.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 33)
Цветочный горшок, дизайн Айно Аалто, 1937, Artek
Фото: 
© ARTEK
История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 34)
Цветочный горшок, дизайн Айно Аалто, 1937, Artek
Фото: 
© ARTEK

Вилла Майреа (1939)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 33)
Вилла Майреа, дизайн Алвара Аалто, интерьеры оформляла Айно

В 1938 году со-основательница Artek Майре Гуллихсен и ее муж Гарри пригласили чету Аалто заняться строительством их загородного дома в местечке Нормаркку, который был закончен в 1939 году. Алвару Аалто дали полный карт-бланш на создание «экспериментального дома» нового типа. В итоге этот проект действительно получился новаторским для своего времени и воплотил в себе основные архитектурные принципы Аалто: удобство, функциональность, красоту. В доме есть открытый бассейн, террасы, сауна, зимний сад и даже японский сад камней на крыше. В деревянной башне располагается студия хозяйки дома. Интерьеры оформила Айно, которая использовала как мебель Artek, так и мебель по своему собственному дизайну, специально созданную для этого проекта.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 40)
Шезлонг для сада, дизайн Айно Аалто для Виллы Майреа. Садовый столик, дизайн Айно и Алвара Аалто, 1938-1939
Фото: 
© ARTEK ARCHIVE
Вилла Майреа, 1938-1939
Вилла Майреа, 1938-1939
Вилла Майреа, 1938-1939

Павильон Финляндии на ВСемирной торговой выставке в Нью-Йорке (1939)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 40)
Павильон Финляндии на Всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, спроектированный Алваро Аалто, 1939 г
Фото: 
Henry Sarian, © Alvar Aalto Museum

В конце 1930-х чета Аалто открывает для себя США. Они путешествуют по стране, знакомятся с американскими архитекторами и архитектурой. В 1939 Аалто проектирует павильон Финляндии для Всемирной торговой выставки в Нью-Йорке, который патриарх американской архитектуры Франк Ллойд Райт называет коротко и ясно: «работа гения». Из-за финансовых трудностей Финляндия смогла арендовать лишь узкую прямоугольную «коробку», но архитектору удалось максимально оптимизировать внутреннее пространство за счет так называемых «свободных архитектурных форм».

Павильон имел общую высоту 16 метров и был разделен на четыре этажа, каждый из которых был посвящен своей теме в соответствии с главным девизом павильона: Maa, Kansa, Tyoe, Tulos (Страна, Люди, Работа, Товары). При этом все четыре зоны были визуально объединены в одно целое благодаря вертикальным волнообразным панелям из дерева и фанеры, на которых были установлены фотографии с видами Финляндии.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 41)
Внутри павильона Финляндии на Всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, 1939 г
Фото: 
© ALVAR AALTO MUSEUM

Общежитие MIT в Массачусетсе (1948)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 46)
Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948

 После Второй мировой войны Аалто возвращается в США и в 1948 году завершает свой первый крупный проект за рубежом — студенческое общежитие Массачусетского технологического института, где он преподавал в те годы. Здание имеет форму волны, столь любимую архитектором, и выполнено из красного кирпича. Оно тянется вдоль реки, позволяя каждому студенту любоваться из окна красивыми видами.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 48)
Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948

Уже на первоначальных эскизах все комнаты выходят окнами на юг, но такое расположение не позволяло разместить всех студентов, используя обычную планировку. В результате Аалто много экспериментировал с формами, пока не нашел подходящую, змеевидную , на которой, в конечном итоге и остановил свой выбор. На каждом этаже здания разместилось 43 комнаты 22 разных планировок, которые хоть и были похожи между собой, но все же требовали разных дизайнерских решений и разной встроенной мебели.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 50)
Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948. Так выглядели комнаты, спроектированные Алваром Аалто
История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 51)
Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948. Так выглядели комнаты, спроектированные Алваром Аалто
История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 52)
Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948. Так выглядели комнаты, спроектированные Алваром Аалто

Айно Мария Марсио-Аалто умерла 13 января 1949 года, не дожив пары недель до своего 55-летия. Алвар Аалто пережил ее на 27 лет. Оба вошли в историю, как основоположники финского модернизма, определившие развитие скандинавского дизайна и архитектуры на долгие годы.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 54)
Изображение Алвара Аалта на 50 финских марок (1986—2002 гг.)

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Телефон:
+7 (495) 633-5-633
Факс:
+7 (495) 633-57-95
E-mail:

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Блоги