Марио Беллини: совершенство формы

1 февраля 1935 года родился Марио Беллини. Мы собрали для вас 12 фактов, которые необходимо знать о дизайнере и архитекторе, работы которого во многом опережали свое время

Итальянский дизайнер и архитектор Марио Беллини (Mario Bellini) часто говорил в своих интервью, что гораздо сложнее заново изобрести простой стул, чем придумать современный калькулятор. Он считает, что сложность вещей кроется в их простоте: ясности формы и мнимой очевидности решений. Этот принцип он последовательно реализует вот уже почти пятьдесят лет и при создании мебели, и в своих архитектурных проектах.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 1)

№1

Марио Беллини родился 1 февраля 1935 года в Милане. В 1959 году он закончил архитектурный факультет Миланского технического университета и будучи архитектором по образованию всегда придавал большое значение конструктивной устойчивости формы.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 4)
Портативная печатная машинка ETP 55 из собрания музея MoMA, дизайн Марио Беллини, 1985-86.

№2

Профессиональная карьера Беллини началась в 1961 году, когда он стал арт-директором крупнейшего итальянского универмага Rinascente, заметно повлияв на его концепцию. Он видел в магазине не просто место, где продается одежда и другие товары, но мыслил его центром, где зарождается и формируется мода.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 7)
Телевизор, дизайн Марио Беллини, 1968.

№3

В 1963 году Марио Беллини становится главным консультантом по дизайну компании Olivetti. Фактически молодой амбициозный мастер должен был стать для компании тем же, чем был когда-то для AEG Петер Беренс (Peter Behrens) — дизайнером, создающим лицо марки. Но Беллини увидел свою задачу более масштабно: он стал дизайнером, который определил силуэт современного промышленного дизайна, тем самым придав современной технике ее нынешнюю форму.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 10)
Электронный калькулятор Divisumma 18, дизайн Марио Беллини, Olivetti, 1973.
Марио Беллини: совершенство формы (фото 11.1)
Реклама Olivetti, на которой изображен электронный калькулятор Divisumma 18 по дизайну Марио Беллини.
Марио Беллини: совершенство формы (фото 11.2)
Рекламный плакат Olivetti Divisumma 18.

№4

В 1965 году Марио Беллини разработал дизайн одного из первых прототипов персональных компьютеров. Компания Olivetti выпустила модель Programma 101, которая не только ознаменовала начало новой компьютерной эры, но и стала образцом технического дизайна на несколько последующих десятилетий.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 14)
Первый в мире персональный компьютер Programma 101, дизайн Марио Беллини, Olivetti, 1965.

№5

С 1966 года, момента основания компании B&B Italia (тогда она называлась C&B Italia), Марио Беллини сотрудничает с этой маркой. В 1972 году он разрабатывает для нее кресло Le Bambole («Куколка»), которая стала символом дизайна 1970-х. Кресло рекламировала полуобнаженная любимица Энди Уорхола (Andy Warhol) модель Донна Джордан. По требованию цензуры на изображение позировавшей топлес Донны была наложена черная полоска. Но продажи скандальной модели после этого только выросли, и в 1979 году она была удостоена высшей итальянской премии в области промышленного дизайна Compasso d’Oro. Кстати, всего Беллини получал эту награду целых восемь раз.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 17)
Диван Le Bambole, дизайн Марио Беллини, B&B Italia.

№6

Также на протяжении многих лет Марио Беллини сотрудничает с мебельной фабрикой Cassina. Начиная с 1970-х годов, Беллини проектирует для нее мебель простых и ясных форм, вдохновленную функциональными образцами европейского дизайна 1920-х годов.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 20)
Модульная софа Le Mura, дизайн Марио Беллини, Cassina, 1972.

№7

В 1977 году Марио Беллини создал для Cassina стул CAB, полностью отделанный кожей. Внутри помещался прочный металлический каркас. Беллини утверждал, что его шедевр напоминает строение человека: кожа, скрывающая структурное основание. Модель сочетала функциональность и конструктивную основу с удобством и простотой.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 23)
Обеденный стулья CAB 412, дизайн Марио Беллини, Cassina, 1970-е гг.

№8

В 1970-е годы Марио Беллини также работал на автомобильную промышленность и, в частности, на концерн Citroën, для которого в 1972 году он разработал концепт-кар Kar-a-sutra. Эта модель создавалась для нашумевшей выставки итальянского дизайна «Italy: The New Domestic Landscape» в Нью-Йоркском музее МоМА и вошла в историю автодизайна как один из самых оригинальных концептов. Мягкое ложе на 12 человек для интерьеров «камасутробиля» было изготовлено на фабрике Cassina.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 16)
Концепт-кар Citroën Kar-A-Sutra, проект Марио Беллини совместно с фабрикой Cassina для Citroën, 1972.

№9

В 1978 году Марио Беллини стал дизайн-консультантом компании Renault.

№10

Марио Беллини: совершенство формы (фото 30)
Реконструкция Villa Erba на озере Комо, 1986 — 1990.

Один из самых масштабных архитектурных проектов Марио Беллини— реконструкция виллы Villa Erba на озере Комо. С конца XIX века она принадлежала семейству Эрба. В 1920 году ее унаследовала Карла, супруга герцога Висконти, один из сыновей которой — известный кинорежиссер Лукино Висконти (Luchino Visconti) — часто бывал здесь и запечатлел интерьеры дома в своих знаменитых кинолентах «Людвиг» и «Леопард». В 1986 году семейство Висконти продало виллу государству и здесь началась модернизация, которую возглавил Беллини. Работы продолжались четыре года и стали одним из первых прецедентов современной реконструкции исторического здания. В 2004 году вилла засветилась в фильме «Двенадцать друзей Оушена».

Марио Беллини: совершенство формы (фото 32)
Вилла Эрба на озере Комо, интерьеры павильона, где в настоящее время располагается

№11

В 1980-е годы Беллини стал одним из первых дизайнеров, чьи работы вошли в музейные коллекции. В 1987 году состоялась его персональная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА). Более 25 его работ находятся в постоянной экспозиции музея.

Марио Беллини: совершенство формы (фото 35)
Эскиз Токийского центра дизайна (The Tokyo Design Center) из собрания MoMA, Токио, 1989.

№12

В начале 2000-х Марио Беллини реализовал целый ряд крупных проектов, связанных с музейной архитектурой. По его проекты были построены Национальная галерея Виктории в Мельбурне (2003), Музей города Болонья в палаццо Пеполи Векьо (2012), Музей исламского искусства в Лувре (2012) и другие.

Текст: Екатерина Васильева

Марио Беллини: совершенство формы (фото 39)
Департамент исламского искусства в Лувре, Марио Беллини, 2012.