Плавучий пирс, розовые острова и другие работы Христо

31 мая не стало художника-концептуалиста Христо Явашева. Мы знаем его в первую очередь по «упакованным» объектам, но другие его работы были не менее захватывающими

Христо на открытии плавучего пирса на озере Изео в Италии.
Фото
Wolfgang Volz

Американский художник-концептуалист болгарского происхождения Христо вместе со своей супругой и партнером по творчеству Жанной-Клод работал над масштабными проектами по всему миру. Наибольшую известность дуэту принесли инсталляции, в которых они «упаковывали» здания и другие объекты, будто стирая их из привычного ландшафта.

Несмотря на многочисленные интерпретации произведений со стороны критиков и искусствоведов, сами художники всегда настаивали, что их работы говорят лишь о переживании искусства в моменте, в контексте его окружения.

Христо ушел из жизни 31 мая, ему было 84 года.

Христо и Жанна-Клод в поисках места для создания инсталляции, февраль 1982 г.
Фото
Wolfgang Volz

Христо и Жанна-Клод родились в один день в 1935 году, он — в Грабово в Болгарии, она — в Касабланке в Марокко. В 21 Христо эмигрировал в Париж, где и встретил Жанну-Клод в 1958 году, когда ее мать заказал у него свой портрет. Их романтический и творческий союз начался в 1961 году и закончился лишь со смертью Жанны-Клод в 2009. Творчество дуэта выходит за рамки привычных определений, балансируя где-то между скульптурой, архитектурой и ленд-артом.

Эскиз для «Завернутой Триумфальной арки». 2018 г.
Фото
André Grossmann

Последним проектом, над которым работал Христо Явашев, стала завернутая в полипропиленовую пленку Триумфальная арка в Париже. Проведение акции запланировано с 18 сентября по 3 октября 2020 года. Но этот творческий метод был не единственным, с чем работал художник.

«Железный занавес», 1961–1962

Одной из первых совместных работ пары стала инсталляция из 89 нефтяных бочек, которыми они забаррикадировали одну из самых узких улиц в Париже, в качестве протеста против только что возведенной Берлинской стены.

Эта работа под названием «Железный занавес» на некоторое время превратила улицу в тупик. В течение восьми часов нелегальная конструкция полностью блокировала движение по улице — художникам было отказано в разрешении на возведение конструкции, но они все равно сделали это и убрали ее, только когда этого потребовала полиция.

Фото
Jean-Dominique Lajoux

 Обернутый берег в Сиднее, 1969

На десять недель в октябре 1969 г. четыре километра береговой линии Австралии были обернуты в 92 900 квадратных метров ткани для борьбы с эрозией, привязанной к скалам полипропиленовой веревкой.

Команда из 15 профессиональных альпинистов и 110 рабочих во главе с майором Инженерных войск в отставке вместе работали на протяжении четырех недель, чтобы воплотить идею в жизнь. На этот раз пара получила разрешение на осуществление проекта, хотя команде не раз мешал шторм, разрывавший ткань в процессе работы.

Фото
Shunk-Kender

Занавес в Колорадо, 1972

В течение 28 месяцев Кристо и Жанна-Клод работали с дизайнерами, строителями и студентами над созданием занавеса из яркой оранжевой ткани, которая была натянута между двумя горами в Колорадо.

Занавес длиной 381 метр и был подвешен на высоте 111 метров, и чтобы удержать его, потребовалось 417 метров кабеля весом 61 тонну, закрепленного на 864 тоннах бетонных оснований.

Последние элементы были закреплены в 11 часов утра 10 августа 1972 года, и цветной экран из ткани оставался на месте в течение 28 часов, пока сильный ветер не заставил снять его.

Фото
Wolfgang Volz

Окруженные острова в Майями, 1983

Для этой работы художники использовали 603 870 квадратных метров розовой ткани, которой они «обернули» ряд островов в заливе Бискейн.

Плоты из ткани оставались на месте в на протяжении двух недель, процесс контролировали 120 человек. Создание инсталляции имело положительный эффект для экологии — за это время команда проекта собрала около 40 тонн мусора, который плавал вокруг или оказался на островах.

Фото
Wolfgang Volz

«Ворота» в Центральном парке, Нью-Йорк, 2005

В 2005 году творческий дуэт установил 7550 стальных панелей с развевающейся тканью шафранового цвета вдоль пешеходных дорожек через Центральный парк Нью-Йорка. Над инсталляцией трудилась команда из 600 рабочих в специальной форме, еще 300 человек были наняты для контроля и демонтажа.

«Ворота» повторяли рисунок города, который сам напоминает собранную из модулей сетку, а цветные рефлексы от движимой ветром ткани создавали красивый эффект на деревьях и посетителях, гуляющих вокруг.

Фото
Wolfgang Volz

Плавучий пирс на озере Изео, Италия, 2016

Эта инсталляция стала первой работой Христо после смерти Жанны-Клод, но сам проект пара вместе придумала еще в 1970 году.

В течение 16 дней летом 2016 года ковер из желтой ткани на основе из пластмассовых кубов протянулся на три километра через озеро Изео в Италии. Посетители могли прогуляться от берега до нескольких островов или подняться на склоны гор, чтобы увидеть удивительную инсталляцию сверху.

Фото
Wolfgang Volz

Мастаба на озере Серпентайн в Лондоне, 2018

Христо и Жанну-Клод всегда привлекала трапециевидная форма мастабы, сооружения, которое служило гробницей правителей Древнего Египта в период Раннего и Древнего царств. Художники хотели построить мастабу на озере Мичиган еще в 1967 году, но тогда план не был осуществлен, и первая такая композиция появилась на озере Серпентайн в Лондоне только в 2018.

Христо создал плавучую конструкцию из 7506 специально изготовленных элементов, прикрепленных к единой платформе. Окрашенная в яркие оттенки красного, синего и розового, лондонская мастаба напоминает о картинах импрессионистов, благодаря ярким бликам, отражающимся на поверхности озера.

Фото
Wolfgang Volz

Мастаба в Абу-Даби, проект не завершен

В возрасте 83 лет Христо решил реализовать один из самых амбициозных проектов, придуманных вместе с Жанной-Клод: создание 150-метровой мастабы в пустыне в Абу-Даби.

Пара начала искать потенциальные место для инсталляции еще в 1977 году, и, если бы проект был реализован, эта конструкция стала бы самой большой скульптурой в мире. Для ее создания нужны 410 000 цветных элементов, которые Христо планировал раскрасить в восемь разных цветов, чтобы создать узор, напоминающий мозаики в исламской архитектуре.

Эта работа должна стать единственной постоянной инсталляцией Христо и Жанны-Клод.

Модель мастабы в Абу-Даби.
Фото
Wolfgang Volz