Поэт света: дизайнер Инго Маурер

12 мая родился дизайнер Инго Маурер (1932 — 2019). В свое время он совершил настоящую революцию в светодизайне, создавая объекты и световые инсталляции на грани современного искусства. В день рождения мастера вспоминаем этапы его творческого пути и самые известные объекты

Дизайнер Инго Маурер (1923 — 2019)

№1

Инго Маурер (Ingo Maurer) родился 12 мая 1932 года на острове Райхенау (Боденское озеро, Германия). Его отец был простым рыбаком. Учился на стенографиста, затем поступил в Мюнхен на факультет графического дизайна.

Люстра Birdie, 2002.

№2

В 1960 году Маурер уехал в США, где работал в Нью-Йорке и Сан-Франциско в качестве графического дизайнера. В 1963 году вернулся назад в Германию и основал фирму Design M, специализирующуюся на выпуске светильников по его собственному дизайну, которая впоследствии была переименована в Ingo Maurer GmbH.

Люстра Comic Explosion, 2010.

№3

Он применял методы графического дизайна к предметному, благодаря чему его проекты сразу имели громкий успех. Одна из первых его работ, светильник Bulb 1966 года, сразу же вошла в постоянную коллекцию нью-йоркского музея современного искусства МоМА.

Настольная лампа Bulb Limited выпущена ограниченным тиражом по мотивам культовой Bulb 1969 года в честь ее 50-летнего юбилея. Модель была выпущена в двух лимитированных версиях ограниченным тиражом в 12 штук.

№4

В 1980-е годы году Инго Маурер и его команда стали первыми экспериментировать над созданием не просто светильников, а целых световых систем. В 1984 году увидела свет их инновационная разработка YaYaHo, состоящая из взаимозаменяемых горизонтальных (и иногда вертикальных) элементов с галогеновыми лампочками. Система имела феноменальный успех, и Маурера пригласили создать аналогичные световые системы для выставки Lumieres je pense a vous в парижском Центре Помпиду, Института французской архитектуры в Париже, Виллы Медичи в Риме.

Световая система YaYaHo Part B.
YaYaHo Element 1, 1984.
YaYaHo Element 5, 1984.

№5

В конце 1980-х Маурер впервые начинает создавать световые инсталляции, не предназначенные для серийного производства, а представляющие собой штучные произведения светового искусства. Первым опытом стала его выставка 1989 года в Фонде современного искусства Cartier (Fondation Cartier pour l’Art Contemporain) Ingo Maurer: Lumière Hasard Réflexion. С тех пор его светильники и световые композиции регулярно участвовали в выставках, в том числе персональных.

Световое оформление для Residenztheater, Мюнхен, 2019.
Световое оформление для Residenztheater, Мюнхен, 2019.

№6

Маурера называли «поэтом света», он действительно умел придать сугубо функциональным осветительным приборам статус арт-объектов. Но при этом делал это с большим юмором. Его дизайн зачастую был ироничен и самоироничен, как, например, знаменитая люстра Porca Miseria! 1994 года, словно имитировавшая взрыв в посудной лавке в замедленной съемке. Его нонконформизм был добрым и веселым. «Я люблю веселить и забавлять людей», — говорил он.

Инго Маурер и его светильник Porca Miseria!
«Я люблю веселить и забавлять людей»
Светильник Luzy Take Five, 2018. Сделан из резиновой перчатки и лампочек.

№7

Еще до наступления эры LЕD Маурер первым стал внедрять светодиоды в свои объекты, представив еще в далеком 1997 году первый прототип LЕD-светильника Bellissima Brutta. С того времени он не только продолжал активно экспериментировать с новыми световыми технологиями (например, выпускает в 2006 году светильник на органических светодиодах), но и стал выпускать штучные коллекционные объекты светодизайна.

Настольная лампа Bellissima Brutta, 1997.
LED-светильник Lüster, 2003.

№8

Одним из самых известных (и самых копируемых) светильников Маурера является его люстра Zettel’z 5 1997 года, состоящая из металлических держателей и прикрепленных к ним листков бумаги формата A5 (31 с надписями и 49 чистых). Это интерактивный объект: дизайнер как бы приглашал всех поучаствовать в создании объекта и оставить свою запись или набросок. Японская бумага, используемая для светильника, очень тонкая, она хорошо пропускает свет и служит отличным отражателем, так что свет от двух лампочек получался достаточно ярким.

За минувшие 20 лет люстра претерпела несколько модификаций, среди которых — Zettel’z Laughing Buddha 2018, в которой Маурер и его команда отдают дань уважения китайской культуре, и Zettel’z Munari с напечатанными на листках буквами алфавита из азбуки Бруно Мунари (Bruno Munari) «Bruno Munari’s ABC» 1960 г.

Подвесной светильник Zettel’z 6, 1998. Представляет собой уменьшенную версию Zettel’z 5 и состоит из 40 заполненных и 40 чистых бумажных листов формата А6.
«Быть оригинальным несложно, если следовать зову своего сердца. Лучший свет исходит прямо из самой души»
Люстра Zettel'z Munari, 2018.
Люстра Zettel'z Laughing Buddha, 2018.

№9

В последние годы Маурер много работал с японской рисовой бумагой и создавал светильники, навеянные японской культурой и искусством и, в частности, традицией изготовления бумажных фонариков. В этом он был близок другому мастеру, Исаму Ногучи (Isamu Noguchi), и во многом черпал вдохновение в его «световых скульптурах» Akari Light Sculptures. Бумажные абажуры создавались в соавторстве с дизайнером Дагмар Момбах (Dagmar Mombach) в ее студии, а сами светильники получили название MaMoNouchies (аббревиатура от Маурер, Момбах и Ногучи).

Настольная лампа Yoruba Rose, 2017.

№10

Освещение станции Westfriedhof линии U1, Мюнхен, 1998.

С конца 1990-х гг. Инго Маурер сотрудничал с Мюнхенской транспортной компанией (MVG) по модернизации мюнхенского метро. Дизайнер получил заказ осветить станцию Westfriedhof линии U1, которая до сих пор считается самой красивой во всем метрополитене. Год спустя последовал новый заказ — на этот раз на разработку светового дизайна для станции Moosfeld линии U2. Третьим этапом стала реконструкция и модернизация станции Münchner Freiheit в 2009 году, а в 2011-м он выиграл совместно с Allmann Sattler Wappner Architects тендер на редизайн станции Marienplatz, которая открылась для публики 26 октября 2015 года.

Станция Marienplatz, Мюнхен, 2015.