5 советов начинающему коллекционеру: собрали все самое важное

Цвета года, дизайн-тренды и сиюминутные настроения уходят на второй план, когда речь идет о коллекционном дизайне. На что обращать внимание при выборе вневременных ценностей разбираемся с руководителем департамента дизайна аукционного дома CAMBI в Милане и совладельцем галереи Mirra в Москве Пьермарией Скальолой

Пьермария Скальола

Эксперт в области дизайна, руководитель департамента дизайна аукционного дома Cambi Casa D'aste, сооснователь галереи Mirra (Москва)

Пусть дизайн приживется в вашем доме

Всякий раз, когда берешься обдумывать интерьер, волнует и эстетика, и возможность существования в этой красоте, комфорт, атмосфера. Предметы коллекционного дизайна живые, а их отношения в интерьере — не легче человеческих.

У итальянского коллекционного дизайна есть такая особенность: характер мебели  раскрывается по-разному в зависимости от пространства, в котором она находится. Посмотрите, как мебель Габриэллы Креспи (Gabriella Crespi) работает в интерьерах. Столик Elise из латуни создает мягкий нюанс на фоне стен из темного дерева или светится золотом в пространстве, где мебель и стены светлые.

Выберите правильного дизайнера

Инвестируйте в узнаваемое имя — это всегда гарантия качества. Обратите внимание на материалы: сорт древесины, вес, стыки. Даже такая звезда итальянского дизайна, как Джо Понти (Gio Ponti), проектировал для массового производства мебель, которая была ниже по качеству, чем для его основных проектов.

Джо Понти был мастером в области архитектуры и дизайна, чувствовал социальный и предпринимательский климат Италии. Работал для Cassina, создавал культовые вещи, например кресло Distex (на фото) или стулья Leggera и Superleggera.
Редкий гарнитур из четырех деревянных стульев с мягкой обивкой, дизайн Gio Ponti, ок. 1931. Первая версия была предназначена для меблировки лворца Контини Бонакосси во Флоренции. www.cambiaste.com

Расписанный вручную сундук из ореха авторства Джо Понти и Эдина Алтара для проекта Casa di Fantasia для семьи Лукано — самый ценный лот Понти, когда-либо выставлявшийся на аукционах. Cambi совместно с Phillips продали его за 313 200 €.

Фото:
Кстати, второе место по продажам принадлежит низкому столику, спроектированному Джо Понти для резиденции Контини Бонакосси во Флоренции. Он был продан за 310 000€.

Обратите внимание на производителя

Если разные мастера воспроизводили один и тот же дизайн в разное время, то качество может отличаться. Взять хотя бы Карло Моллино (Сarlo Mollino): его авторская техника производства была гениальной и безумной одновременно, поэтому не так много ремесленников могли реализовать его мысли. Когда у него возникли проблемы с Apelli e Varesio --мануфактурой, которой он доверял, — пришлось заменить производителя, но качество производства стало хуже. Внимательно изучите детали и родословную.

Стул, дизайн Карло Моллино, ок. 1948.

Узнайте год производства

Материал, детали, специфика производства дают понимание, когда сделан объект. Некоторые предметы коллекционного дизайна изменились в течение десятилетий и имеют значительно меньшую ценность, чем первое издание. Например, знаменитое кресло для отдыха Charles & Ray Eames в начале выпускалось компанией Herman Miller, позже марка потеряла эксклюзив и производство стало шире, но с некоторыми коррективами от мелких фабрик: так появляется разница в цене.

В наше время единственными официальными производителями этой модели являются две компании: Herman Miller в США и Vitra в Европе.
Фото
Getty Images

Выбирайте сердцем, но используйте аналитику

Не забудьте проверить резюме продавца: что он организовал, чем управлял. Из автобиографии можно понять, какая у него репутация. Особенно, если продавец посещал международные ярмарки: они тщательно проверяют дилеров, и качество изделий будет соответственное. Если продавец не только физическое лицо, досконально изучите историю галереи или компании. Не Facebook'ом единым живы, но просмотрите и социальные сети, чтобы понять, какие партнерские отношения продавец уже установил. Некоторые коллекционеры готовы провести много часов за поиском информации, чтобы получить долгожданный предмет, и такие жертвы оправданы.

Экспозиция в галерее дизайна Mirra (Москва), www.mirragallery.ru
Экспозиция в галерее дизайна Mirra (Москва), www.mirragallery.ru