Джо Понти: 7 советов от легенды дизайна

Представляем семь советов от великого мастера дизайна, которые помогут сделать так, чтобы самый обычный интерьер заиграл новыми красками

Грозди винограда, гранаты, пшеничные колосья и стилизованые изображения солнца на рисунке для ткани Estate, созданной Джо Понти для итальянской компании Jsa (сегодня Tre80)
Фото
Gio Ponti Archives

1. Добавить ТЕАТРАЛЬНОСТИ

Страстный поклонник театра и оперы, Джо Понти (Gio Ponti) заимствует у этих искусств любовь к иллюзии. В его «репертуаре» можно найти отсылки к неоклассике и искусству горячо любимой им Италии. Он интерпретирует классические сюжеты в современном ключе и украшает фасады зданий фронтонами, обелисками и аллегорическими фигурами, а стены огромными фресками-обманками trompe l’œil, играет с эффектами перспективы, использует цветную штукатурку и смело раскрашивает потолок. Кто его главные учителя? Без всяких сомнений это Витрувий (Vitruvius Pollio), Себастьяно Серлио (Sebastiano Serlio) и Андреа Палладио (Andrea Palladio)!

Галерея в квартире ректора университета Падуи по проекту Джо Понти. Интерьер украшает мебель и светильники по дизайну Джо Понти, а также яркая фреска работы художника Фульвио Пендини.
Фото
Tom Mannion

2. Облегчить большие объемы

Поиск легкости — предмет вечного интереса маэстро. Понти делает дома, в плане напоминающие бриллиант или крылья бабочки, как на вилле Nemazee в Тегеране. Он изобрел леветирующую крышу — будто парящую над домом и бросающую вызов всем законам невесомости, он также придумал объединять пространства, как в свободной планировке типичных миланских домов 1930-х гг, где Понти впервые совмещает гостиную со столовой. В дизайне предметов мебели он всегда добивается изящества линий и оптимизации пространства для хранения.

Эскиз планировки виллы Nemazee в Тегеране (ок. 1957).
Фото
Gio Ponti Archives
Вилла Arreazza, прозванная La Diamantine («Бриллиант») в Каракасе.
Фото
Gio Ponti Archives
Суперлегкий стул Superleggera 699, который весит менее 1,7 кг. Был спроектирован Джо Понти в 1957 году, в настоящее время переиздается фабрикой Cassina. Фотография сделана для журнала Domus фотографом Джорджо Казали.
Фото
Gio Ponti Archives

3. Декорировать поверхности

Для Джо Понти все поверхности в доме — пол, стены, потолок, двери, мебель — служат площадкой для творческих экспериментов. Начав с неоклассических фресок, он в пришел с течением времени к геометрии и абстракции. Ромбы, треугольники и полоски привносят в пространство цвет и эффект перспективы, а одетые в керамику стены создают объем и ощущение игры со светом. Понти попробовал этот прием впервые во время работы художественным директором итальянской фарфоровой фабрики Richard Ginоri в 1923 году и с тех пор еще не раз использовал его, сотрудничая с художником Фаусто Мелотти (Fausto Melotti) или компанией Ceramica Jоо.

Холл отеля Parco dei Principi в Риме, украшенный керамическими камушками.
Фото
Gio Ponti Archives
Гостиная на вилле Arreaza в Каракасе, построенной по проекту Джо Понти. Узор штор и двери с полигональной графикой перекликаются с геометричным орнаментом пола и потолка.
Фото
GIO PONTI ARCHIVES
Эскиз к Una piccola casa ideale («Маленький идеальный дом») — проекту, над которым Джо Понти работал вместе с писателем и архитектором Бернардом Рудофски.

4. Сделать НЕОБЫЧНУЮ лестницу

Для Понти лестницы — главные герои дома, и талант хорошего архитектора проявляет себя именно в работе с ними. Лестницы могут полностью изменить облик дома, и поэтому заслуживают особого внимания. Ступени, перекладины, перила — ни одной детали нельзя упустить из виду!

Для виллы Planchart Джо Понти придумал лестницу из цветного мрамора, которая напоминает пэчворк и выглядит ярко на фоное белых стен.
Фото
Matthieu Salvaing
Гармоничное цветовое решение ступеней Scala del Sapere («Лестницы знаний») и фресок, созданных Джо Понти для Palazzo del Bo университа Падуи.
Фото
Tom Mannion

5. Жить с искусством

Для Понти искусство — главный источник, питающий жизнь, отсюда его страсть к ремесленным изделиям. Он сам разрабатывает мебель для своих домов и домов своих клиентов, проектирует стеклянные витрины, стеллажи с подсветкой, полки для хранения и демонстрирования предметов искусства. Некоторые из этих объектов в настоящее время издаются итальянской фабрикой Molteni & C в рамках линии Héritage, которая постоянно пополняется с 2012 года.

Стеллаж по дизайну Джо Понти, созданный для его квартиры на Via Dezza в Милане.
Эскиз настенного стеллажа D.950.1, созданного в 1950 г. В настоящее время модель выпускается фабрикой Molteni & C.
Фото
Gio Ponti Archives

6. Удвоить высоту

Решение избавиться от потолка, разделяющего дом на этажи, добавляет в пространство воздуха, и позволяет наслаждаться чудесными видами со второго яруса. Джо Понти использует систему архитектора Робера Малле-Стивенса (Robert Mallet-Stevens) в нескольких крупных проектах, как например, в постпалладианской вилле Ange Volant в Гарше (единственный проект Понти во Франции) и вилле Planchart в Каракасе.

Вид из прихожей на вилле Planchart в Венесуэле.
Холл-гостиная на вилле Ange Volant (1927 — 1927 гг). Изящная латунная лестница, изготовленная маркой Christofle, ведет на верхний ярус, где расположены жилые комнаты. Рисунок перил напоминает роспись потолка.
Фото
Vincent Thibert

7. Сделать акцент на Свет

Работа со светом — естественным или искусственным — один из главных методов в творчестве Джо Понти. В своей книге Amate l’Architetture. L’Architettura è un cristallo он использует метафору бриллианта — совершенной, по его мнению, формы, к которой ничего нельзя добавить или убавить. Для него шестиугольный алмаз — символ ясности, блистательности и прозрачности архитектуры, достигаемой за счет игры со светом. Понти заставляет свет работать в интерьере с помощью бликов на поверхности, отражений, игры теней и полутеней и «разрезает» фасады, как ножницами на бумажном домике, многочисленными окнами.

Интерьер отеля Parco dei Principi в Риме (1961 — 1964).