Межкомнатные окна: почему их так любят архитекторы

«Естественный свет — это главный строительный материал», — считал знаменитый финский архитектор Алвар Аалто. И если так случилось, что у вас его недостаточно, смело делаем межкомнатные окна — на примере работ лучших российских архитекторов.

Межкомнатные, они же фрамужные, окна придумали для того, чтобы пропустить солнечные лучи в помещение, изначально лишенное естественного освещения. В советских интерьерах их чаще всего делали в верхней части стены в ванной комнате. Но есть и другие варианты. Изучаем лучшие.

Над верхними шкафчиками кухни встроено окно, которое пропускает естественный свет в коридор. Проект Катерины Виноградовой.
Фото
Сергей Ананьев
Катерина Виноградова

основатель бюро RE architectural studio

«Я очень люблю межкомнатные витражи и и остекленные двери. Благодаря им темный скандинавский интерьер этой квартиры наполнился подвижной игрой светотени и потому кажется жизнерадостным».
Фото
Сергей Ананьев
Фото
Сергей Ананьев

В проекте Катерины Виноградовой естественный свет из спальни проникает через межкомнатное окно в кабинет и далее, через стеклянную дверь, в прихожую. Так одно окно освещает сразу три помещения.

Квартира в Москве, проект Катерины Виноградовой и Александра Волкова.
Фото
Сергей Ананьев
Фото
Сергей Ананьев
Квартира в Москве, проект Катерины Виноградовой и Александра Волкова. Окно ванной выходит в комнату для йоги.
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)

Проектируя московскую квартиру бизнесмена Вадима Дымова, итальянский архитектор Ладзаро Рабони (Lazzaro Raboni) постарался нарушить логику замкнутых комнат в пользу циркуляции движения. Пространство раскрывается не сразу, имеет свои секреты и не­ожиданные ходы. При этом с любой точки открываются заманчивые перспективы. Такой эффект, в частности, создает открытый фронт окон с видом на Патриаршие. На них сориентированы все главные оси и даже дополнительное окошко, сделанное в стене между гостиной и кабинетом. 

Гостиная в квартире семьи Вадима Дымова и Евгении Зеленской. Справа — межкомнатное окно в кабинет.
Фото
АНДРЕА МАРТИРАДОННА (ANDREA MARTIRADONNA)
Кабинет в московской квартире Вадима Дымова. Дополнительное окно в кабинете выходит в гостиную и расположено по оси с окном на Патриаршие пруды.
Фото
АНДРЕА МАРТИРАДОННА (ANDREA MARTIRADONNA)
Наталия и Иван Трофимовы

основатели архитектурного бюро Blockstudio

«Входить в помещение с естественным освещением — это мечта любого архитектора. Ради нее мы отказались от высокого встроенного шкафа в прихожей и сделали межкомнатное окно точно напротив входной двери».
Квартира в Москве, проект Blockstudio. Естественный свет льется из окна между прихожей и кухней, на которую он попадает еще через одно межкомнатное окно — между кухней и спальней. Это еще один пример того, как одно окно освещает три помещения.
Фото
МИХАИЛ ЛОСКУТОВ

Квартира в Москве, проект Blockstudio. Маленькая кухня одним окном выходит в спальню, вторым — в прихожую. Есть еще третье окно, узкое рядом с дверью, — оно выходит в гостиную.

Фото:
МИХАИЛ ЛОСКУТОВ

Еще один пример — большое окно между спальней и ванной комнатой в петербургской квартире по проекту архитектурного бюро «Лаборатория архитектуры и дизайна» / LAD.

Спальня. Справа — окно в ванную комнату.

Фото:

Современный дом для большой семьи у подножья Тянь-Шань, проект архитектурного бюро Studio DA и дизайн-бюро Yurta Interiors Bureau. «Потрясающий вид на горы подсказал идею максимально открыть дом природе, — говорят авторы проекта. — Для этого были использованы остекление в пол и стеклянные межкомнатные перегородки. В спальне хозяев сделано дополнительное окно в двусветный атриум, откуда открывается вид на горы. В вечернее время окно занавешивают мягкими портьерами от Loro Piana, что создает камерную, уютную обстановку».

Дом у подножья Тянь-Шань, проект архитектурного бюро StudioDA и дизайн-бюро Yurta Interiors Bureau.
Фото
Сергей Ананьев

Межкомнатные окна создают перспективу и в разы увеличивают визуальный объем квартиры. Доказано!

Квартира в центре Москвы, проект Натальи Дарковой. «Кухню в целях экономии площади расположили в темном помещении в центре. А чтобы в нее проникал свет, сделали традиционное для сталинской архитектуры межкомнатное окошко ромбовидной формы».