Фото №1 - «(Не)подвижность»: русская классическая скульптура в Санкт-Петербурге
И.П. Мартос. Горельеф памятника великой княгине Елене Павловне. 1806. Мрамор, шлифовка. 140x75. ГМЗ «Павловск».

20 марта в петербургском Манеже открылась художественная выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева». В экспозицию вошло более 150 скульптурных работ из коллекций Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и других ведущих музеев России.

Фото №2 - «(Не)подвижность»: русская классическая скульптура в Санкт-Петербурге
М.И. Козловский. Филоктет, «Раненый Ахилл». 1789. Мрамор. 30х41,5х28,5 см. © Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино».
Фото №3 - «(Не)подвижность»: русская классическая скульптура в Санкт-Петербурге
В.И. Демут- Малиновский. Портрет А.В. Суворова. 1814. Бронза. 60х35,5х22 см. © Государственный музей городской скульптуры (ГМГС).
Фото №4 - «(Не)подвижность»: русская классическая скульптура в Санкт-Петербурге
Н.А. Лаверецкий. Портрет Н.Н. Раевского. 1876. Гипс тонированный. 80х62х40 см. © Государственный музей городской скульптуры (ГМГС).

Важной частью выставки является визуальное решение пространства, созданное в сотрудничестве с оперным режиссером Василием Бархатовым и Творческой мастерской «Циркуль». По задумке авторов, Манеж становится прообразом нескольких императорских театров. Аванзал превращается в театральное фойе, куда доносятся звуки настраивающегося оркестра, первый этаж выступает в роли сцены, а второй этаж напоминает закулисье. Переходя из зала в зал, посетители смогут познакомиться с работами русских скульпторов под звучание оперных арий той эпохи. «Идея заключалась в том, чтобы зритель мог будто перешагнуть через оркестровую яму во время оперного спектакля и оказаться в центре застывшей мизансцены, где каждый герой скульптуры исполняет свою оперную партию и помещен в обстоятельства согласно либретто и музыкальной драматургии. Где зритель способен, приблизившись, выделить для себя из общего ансамбля любого героя, слышать и рассматривать только его, перемещаясь по сцене и закулисью», — объясняет оперный режиссер Василий Бархатов.

Фото №5 - «(Не)подвижность»: русская классическая скульптура в Санкт-Петербурге
П.А. Ставассер. Сатир и нимфа. 1845. Гипс. 159 х 58 см. © Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.

В рамках выставки выйдет каталог «Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева», составленный в академических издательских традициях. Книга максимально передает красоту скульптуры, представляя каждое произведение на фотографиях, сделанных в нескольких ракурсах. Биографии и аннотации подготовлены профессиональной командой научных сотрудников музеев.

Фото №6 - «(Не)подвижность»: русская классическая скульптура в Санкт-Петербурге
А.М. Опекушин. Модель памятника А.С. Пушкину в Москве. 1875. Бронза. 100 х 37 х 30 см. © Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН.
Фото №7 - «(Не)подвижность»: русская классическая скульптура в Санкт-Петербурге
Л.А. Бернштам. Портрет Ф.М. Достоевского. 1881. Бронза. 70 х 54 х 32 см. © Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН.

Когда: 20 марта — 16 мая

Где: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 1, ЦВЗ «Манеж»

Фото №8 - «(Не)подвижность»: русская классическая скульптура в Санкт-Петербурге
П.К. Клодт. Николай I на коне. 1850. Бронза. Высота_ 51 см. © Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.