Как отмечали праздники в России XVIII века
Сани маскарадные, Дж. Бригонци. 1764 г. ГИМ. Итальянский архитектор Джузеппе Бригонци участвовал в организации коронационного празднества Екатерины II. В России иностранные художники и архитекторы создавали эскизы экипажей, а русские мастера украшали их резьбой и росписями. Сани изготовлены в стиле комедии dell’arte, а персонажи знакомы еще со времен Анны Иоанновны — это итальянские артисты, гастролировавшие по стране.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ
Как отмечали праздники в России XVIII века
Зеркало-рефлектор. Первая половина XVIII в. ГИМ. На отражающей поверхности зеркала выгравирована мужская фигура в маскарадном костюме.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

При планировании праздника в XVIII веке организаторы стремились воздействовать на эмоции человека через его чувства: зрение, слух, вкус и обоняние. Столы валились от обильных яств, многообразие блюд и великолепная сервировка радовали глаз. Парки и сады наполнялись звуками музыки, пением птиц и даже кваканьем лягушек. А ароматы цветов смешивались с запахами табака и кофе.

В XVIII веке в условиях десакрализации культуры особую роль в России начали играть светские праздники, которые устраивали в честь военных побед, заключения мирных договоров, спуска кораблей на воду. Новые увеселения несли просветительный характер.


ЗРЕЛИЩЕ

Культура XVIII века имела свою особенность, она театрализовывала многие аспекты жизни. Власти устраивали грациозные торжества с целью показать, как изменилась страна, вельможи хвастались своими роскошными дворцами. В литературе того столетия многократно встречаются такие выражения как «изумлять зрелищем», «услаждать взор». В череду развлечений входили застолья, балы, гулянья в садах, фейерверки и сюжетные иллюминации. 

Именно зрению отводили главенствующую роль при организации праздника в эпоху Нового времени. Например, во время застолья при Екатерине II смена блюд сопровождалась концертом, где оркестр и певцы двигались в специальной колеснице, запряженной быком. Завершались такие торжества маскарадом, танцами, театрализованными сценками. Сказочная музыка и зажженные свечи в зеркальных залах создавали атмосферу волшебства.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Лорнет-монокль. Первая половина XIX в. ГИМ Монокль играл роль не только оптического прибора и лупы, но и атрибута великосветских модников. Поднятая вверх бровь над моноклем и прищур придавали лицу особое выражение. Чаще моноклями пользовались мужчины.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

В XVIII столетии подобные зрелища устраивались с использованием городского пространства, объединяя временные праздничные постройки с архитектурными зданиями. Установленные триумфальные арки, колонны, фейерверочные фигуры украшали живописью, лепниной, скульптурой. Вся эта роскошь передавала колорит эпохи и смысл праздника. 

«Огненные забавы» пользовались особой популярностью у населения. В XVII веке искусство фейерверков достигло невиданного размаха, оно превращалось в восхитительные спектакли, где зажженные фигуры двигались, в небо запускались огненные фонтаны, иллюминированные картины сменяли друг друга. Театральные инсценировки включали в самые разнообразные виды празднования. Так в честь победы над шведами Петр I велел после пленных офицеров вывезти самоедские сани, запряженные северными оленями.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Е.А Федосеев. Изображение фейерверка по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Действие IV. 1775г. ГИМ. В 1775 г. в Москве проходили пышные празднества в честь подписания трактата о мире с Турцией. Пиршество продолжалось несколько дней, кульминационным моментом стали народные гуляния на Ходынском поле.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

Со второй трети XVIII столетия стали преобладать «празднества для избранных», общественных забав и гуляний стало меньше. К таким торжествам, например, можно отнести «Великий машкарад» или шутовскую свадьбу, известную как «Ледяной дом», во времена правления Анны Иоанновны.  Вступившая на Российский престол в 1741 году Елизавета Петровна продолжила традицию «праздников для элиты». 

С 1763 года при Елизавете II начали возвращаться публичные зрелища, обличающие пороки и восхваляющие доброту и честность. А во второй половине XVIII в. Появился новый вид зрелищ — «рыцарские карусели» или «турниры».  «Спектакли для глаз» объединяли разные искусства: изобразительное, прикладное, театральное, музыкальное и т.д. Все это притягивало зрителей и погружало в атмосферу торжества. 

Как отмечали праздники в России XVIII века
Фейерверк 1726 г. к коронованию Екатерины I «Свет твой во спасение». Неизвестный гравер. 1726 г. Гравюры с изображениями фейерверка и иллюминации остались единственной памятью о грандиозных «огненных потехах» и торжествах.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

ЗВУКИ ПРАЗДНИКА

Сам город обладал своим неповторимым голосом; он складывался из множества звуков, знакомых его жителям. Предметы из собрания Исторического музея позволят «прислушаться» к голосу Петербурга XVIII столетия. 

16 мая 1703 г. на острове Енисари была заложена Петропавловская крепость. Место, где происходило событие «звучало» весьма грозно и сурово: пронзительно свистел ветер, шумели северные воды, доносились человеческие возгласы и вскрики птиц. В 1710 г. русским войскам сдался Выборг, на Васильевском полуострове завершилось строительство великолепного дворца Петра I и праздновалась годовщина Полтавской победы. В честь этих событий Петербург был полон ликующих звуков военного оркестра. 

Как отмечали праздники в России XVIII века
Сани маскарадные с гербом фамилии Видман. XVIII в. ГИМ. В России подобные сани бытовали в начале XVIII в. Резные, золоченые, расписные, убранные ярким бархатом и кожей, с атрибутами родового происхождения владельца, сани демонстрируют статус и благосостояние придворного той эпохи.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

Благодаря петровским нововведениям каждый полк имел свой оркестр. Первыми полковыми музыкантами стали иноземцы, к которым приставляли русских учеников. И по всей новой столице разносились звуки труб, барабанов и литавр.

В доме Меньшикова на Васильевском острове часто проходили танцы, именно здесь Петр I со своими приближенными наслаждался музыкой полкового оркестра, к которому давились еще валторны и скрипицы. А в будни музыканты, в соответствии с установленным временем, должны были публично репетировать.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Трубы рогового оркестра. Вторая половина XVIII века. ГИМ. История создания роговых инструментов относится к 1750-м годам и связана с именем С. К. Нарышкина. Роговая музыка впервые прозвучала в нарышкинском доме, а играл на инструментах придворный музыкант Я. Мареш — виртуоз-валторнист. В оркестр входили трубы разных размеров из листовой латуни.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ
Как отмечали праздники в России XVIII века
Трубы рогового оркестра. Вторая половина XVIII века. ГИМ. Каждая труба издавала один звук хроматической гаммы, высота которого зависела от длины канала ствола. Чем длиннее рог, тем ниже тон звука. Расцвет роговой музыки пришелся на екатерининский «золотой век».
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

С 1714 года в Санкт-Петербург из Москвы переехали все важнейшие государственные учреждения, в том числе Сенат. В городе закипела яркая светская жизнь с праздниками и маскарадами. Во время свадьбы Н.М. Зотова — когда-то он состоял при юном Петре дядькой — сам император, одетый как «фризский» крестьянин, возглавлял маскарадную процессию и выбивал барабанную дробь. По словам современников оркестр включал в себя такие инструменты как барабаны, дудочки, свирели, роги, скрипицы, флейты, балалайки и др. 

В 1721 г. был заключен мир между Россией и Швецией. В честь этого события Петр I объявил празднество. Грандиозный фейерверк осветил ночное небо и взорам граждан открылся храм Януса, возле которого толпе был подан бык, а рядом с ним журчали фонтаны из красного и белого вина. В конце пиршества грянули пушечные выстрелы, смешавшиеся с ружейной пальбой. После пальбы в небе засверкали огненные шары, звезды и колеса, от которых дивное шуршание, а после к ним присоединились звонкие колокола.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Салютационная пушка на лафете. XVII в. ГИМ Салютационные пушки использовались во время увеселительных мероприятий, при парадном въезде высокопоставленных персон, при победе на войне.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ
Как отмечали праздники в России XVIII века
Клавикорды (пикниковое фортепиано). Конец XVIII века. ГИМ. Подобного рода инструменты часто использовались во время пикников в парках, гуляний на природе и праздничных обедов на свежем воздухе.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

В столице была и особая «колокольная музыка», «колокольной игральной музыки мастер» И. Х. Ферстер установил на колокольне Исаакиевской церкви «клокшпиль» — «машина», играющая на колоколах. Мелодии очень подходили атмосфере северной столицы: отстраненные, холодные по настроению.

При Елизавете Петровне в Петербурге стали популярны всевозможные «арганы». Так «органный мастер Б. Н. Фрис» обязался сделать в Петергофе разного рода органы, например, «арганы, кои разными голосами играть будут» или «якобы много птиц было, и каждая своим голосом пела». Появились придворные певчие, которые находились в «особой чести» у императрицы. В стенах театров заявили о себе первые «российские» спектакли.

После смерти Екатерины II звуки города резко сменились на «нервный голос» флейты, «тревожный» — барабана и стук курьерских экипажей. Лишь в 1801 году при вступлении на престол Александра I город вновь ожил и зашумел.


ВКУС

Как отмечали праздники в России XVIII века
Скульптура «Императрица Екатерина II». Часть настольного десертного сервиза Екатерины II. ГИМ. Настольное украшение воплощало апофеоз Екатерины II, сидящей на троне в окружении ее подданных. Часть сервиза включает в себя портретную скульптуру императрицы.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

Настоящий праздник невозможно представить без застолья. Именно еда демонстрировала социальный статус и достаток человека. Парадный обед, или, как говорили ранее, «трактование», было кульминацией любого торжества XVIII–XIX столетия, а умение его организовать считалось настоящим искусством. Первым этапом было обустройство стола — этим занимались архитекторы, хозяин дома, реже повар и кондитер. Самые причудливые фигурные столы — «ракушкой», «вензеловым именем», «каруную» — создавались в 1740-1760-х гг. 

Популярным материалом для возведения затейливых композиций, украшавших банкеты, был подкрашенный сахар. Именно из сахара и папье-маше была выполнена первая сенсационная конструкция XVIII в. Это десерт для Анны Иоанновны, «представляющий Императорский дворец в Петергофе с садом и фонтанами», в котором даже палили пушки.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Пла-де-менаж. XVIII в.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

Самые впечатляющие декорации застолья приходятся на елизаветинское время. Например, свадебный стол князя Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны был украшен трехъярусным «уступом», на котором находились пирамиды из итальянских цветов, хрустальные плошки, мраморные статуи, «фонтаны наподобие грибов». Также в качестве декора стола часто использовались искусственные ягоды (земляника и барбарис), а также цветы из перьев и бумаги. Кроме этих «легкомысленных предметов», в качестве surtout-de-table’ей использовались серебряные «пладаменажи» (фонтаны) и фарфоровые фигуры.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Лоток-лист из сервиза ордена Св. Андрея Первозванного. Завод Ф.Я.Гарднера. 1783–1785 годы. ГИМ.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

Минимальным числом подач блюд было три: суп, горячее и десерт. Но не стоит забывать и про такие элементы праздничного обеда как «антре» — «кушания, после горячего или супу раздаваемые»; «антреме» — «блюда, подаваемые между главных кушаний» и «орсдевры» — кушания, сопровождавшие горячее.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Тарелка-обманка. Завод Гарднера. 1780-е — 1790-е годы. ГИМ.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ
Как отмечали праздники в России XVIII века
Стакан. Вершинин А.П. завод Бахметьевых. 1800-е годы. ГИМ. Двусторонний стакан с изображением пейзажа между стенок: озеро и люди в лодках, на берегу — домик, рыболовы, пастух с овцами. Среди работ мастера особое место занимают двустенные стаканы, между помещались трогательные пейзажи, выполненные из соломки, мха и раскрашенной бумаги.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

В XVIII веке появилась поваренная книга Менона, которому удалось унифицировать правила сервировки стола и свести их в довольно строгую систему. Эти правила привились и в России. Следуя принятым нормам, гости запасались перед походом на званный обед собственными кубком и тарелкой.

Порой столовый этикет российских гастрономов опережал своих европейских соседей. Например, во время застолья гости пользовались индивидуальной вилкой, в Москве и в Петербурге хорошим тоном стало выносить каждое новое блюдо, тем самым хозяева дома могли похвастаться количеством слуг. 

В России XVIII в. кулинарное искусство процветало, основываясь на французских источниках и личном опыте и таланте поваров. Отечественная кухня основывалась на барочной традиции с соответствующим этикетом и любовь к специям. Апогеем кулинарного искусства было блюдо из цельнозажаренного вола, внутри которого запекалась овца, внутри нее пекся молодой теленок, начиненный жирным каплуном. Во время всеобщих гуляний к основным блюдам относились бычьи туши, фонтаны вина, а для вельможного стола уже готовили паштеты, причудливо фаршированные блюда, желе, разнообразные соусы. 

Как отмечали праздники в России XVIII века
Пла-де-менаж. XVIII в. ГИМ.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

ЗАПАХИ ПРАЗДНИКА

Как отмечали праздники в России XVIII века
Ваза-ароматница. Конец XVIII в. ГИМ. Внутри такой вазы, по-другому ее называли ваза попурри, хранились жидкие и твердые ароматические вещества, пряности и цветы, запах которых распространялся по всей комнате сквозь прорези на крышке или в самом тулове.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

Дух народной толпы, привезенные на площадь яства — такая атмосфера царила на улицах города во время торжества. В воздухе витали ароматы туберозы, мускуса, розового масла или корицы. В начале XVIII столетия при Петре на праздничных обедах присутствовала удушливая смесь запахов жареного мяса, специй и крепких напитков. В конце века едкие нотки сменились на аромат мускуса и фимиана. 

Живые и искусственные цветы заполняли своим ароматом сады и парадные залы. Живые птицы и механические соловьи, гастрономическое многообразие блюд, фарфоровые обманки, фонтаны и каскады с ароматизированной цветами водой– все это переносило гостей в мир вечного празднества.

При Екатерине II в Зимнем дворце создали Висячий сад и Оранжерейный дом, они воспринимались как «сказочная страна красок и запахов». Там устраивались театральные постановки, танцы, ужины с подъемными столами, в воздухе витали запахи апельсиновых, миртовых, лавровых деревьев и цветущих роз. Часто столы накрывались прямо в саду, так гости могли насладиться нежным ароматом цветов и отвлечься от повседневного быта. 

Во времена «галантного века» флакон розового масла, привезенный из Турции, был желанным подарком. Но иногда запахи амбры и мускуса ненадолго захватывали первые позиции. Ароматическими маслами пропитывали мебель в парадных залах. На рубеже XVIII–XIX веков в моду вошли кашмирские шали, а вместе с ними популярным стал резкий запах пачули. 

Как отмечали праздники в России XVIII века
Табакерка (мушечница) с женским портретом в медальоне. Середина XVIII в. ГИМ. Маленькая карманная коробочка могла служить бонбоньеркой, мушечницей или табакеркой. Предмет относится к каркасному типу, со стенками-панелями из перламутра, крышка украшена медальоном.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

XVIII век — век моды на одеколоны. Старинный рецепт (бергамот, лаванда, розмарин, виноградный спирт) был привезен в Кельн итальянцами в 1709 г., после чего стал распространяться по всей Европе. На балах цветочные ароматы соперничали с запахом табака. Петр III, любивший курить трубку, не начинал веселье, пока вся комната не заполнится табачным дымом. А будущая Екатерина Великая предпочитала нюхательный табак, врачи считали его целебным. 

В XVIII столетии особым предметом роскоши были духи. Первые композиции духов создавали на основе лаванды, имеющей холодный горьковатый запах. Одно из свойств лаванды — нейтрализация неприятного запаха. В символике «галантного века» становится заметнее целомудренный союз женщины и цветка, ярко проявившися в портретной живописи. 

Как отмечали праздники в России XVIII века
Флакон «Птицы». Середина XVIII в. ГИМ.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ
Как отмечали праздники в России XVIII века
Флакон. Середина XVIII в.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

Разделения на женские и мужские запахи в XVIII в. не было. Отдельные мужские духи появились только к концу XIX в. До этого считалось, что мужчина должен пахнуть только табаком. Аристократы перед званным обедом пользовались ароматизированной пудрой, париками, помадой, румянами и, конечно же, духами. Как только парфюмерия начала пользоваться популярностью, мастера начали создавать изысканные баночки, флаконы и коробочки.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Помадница. Середина XVIII в.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ

Во второй половине XVIII в. вошли в моду ароматизированные ванны и курильницы. Благовония в виде маленьких шариков поджигались в специальных курильницах и настраивали присутствующих на особый лад. Основной функцией таких предметов было создание торжественной атмосферы. Запах превратился в одно из выражений эпохи XVIII в. Это неуловимое дыхание времени доносят до нас парфюмерные аксессуары, цветочные композиции, драгоценные табакерки и цветок в руках дамы того времени.

Как отмечали праздники в России XVIII века
Портбуке. XIX в. ГИМ. Портбуке — приспособление в виде воронки для держания букета в руке. Оно имело функциональное назначение — чтобы цветы не пачкали перчатку.
Фото
ПРЕСС-СЛУЖБА ГИМ