Фото №1 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
Юрий Пальмин

Еще до недавнего времени на территории бывшей электростанции велось активное строительство, но в конце августа кураторы V–A–C объявили о начале программы «ГЭС-2 Спуск», частью которой стали прогулки с медиаторами. ELLE DECORATION присоединились к одной из них. Руководитель отдела медиации фонда V–A–C Анна Панфилец познакомила всех участников медиаторского тура с новым культурным пространством в Москве и рассказала  об особенностях его внутреннего устройства.

Фото №2 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ЮРИЙ ПАЛЬМИН
Фото №3 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ
Фото №4 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ

ГЭС-2 (как городская электростанция) открылась в 1907 году. В Москве шла электрификация, и новая станция использовалась для питания сети трамвая. Проектом занимался архитектор Василий Башкиров (автор фасада Третьяковской галереи в Лаврушкинском переулке), а в разработке конструкции крыши здания принимал участие инженер Владимир Шухов. Реконструкцию исторического здания электростанции и прилегающей территории доверили архитектурному бюро Ренцо Пьяно (Renzo Piano).

Фото №5 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ

Работа началась с того, что в основном здании убрали все добавленные в советское время внутренние стены и перекрытия, чтобы вернуть ощущение простора главному нефу и открыть спроектированную Шуховым крышу. Фасад был полностью восстановлен. Изменения коснулись лишь части здания со стороны двора: там появился единственный дополнительно пристроенный архитектурный объем — актовый зал — помещение-трансформер, которое может служить для показов любого рода театральных представлений и кино. Зал сразу привлекает внимание необычной деталью — его задняя стена практически полностью прозрачная! Остается надеяться, что кто-то из режиссеров решится использовать березовую рощу за стеклом как естественные декорации для своих театральных постановок. При этом, конечно, возможен и полный black-out.

Фото №6 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ
Фото №7 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ

С крыши решили не убирать четыре 70-метровые трубы. Однако их функциональное и символическое значение полностью изменилось. Трубы, которые более ста лет загрязняли город продуктами горения топлива станции, теперь превратились в настоящую дыхательную систему Дома культуры. Внутри установлена сложная система фильтрации, которая будет подавать в «ГЭС-2» очищенный воздух нужной влажности и температуры.

Фото №8 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ

Экологичность — один из важнейших принципов  архитектурного проекта бюро RPBW. Система сбора дождевой и талой воды, солнечные батареи, зарядные станции для электромобилей — далеко не все заявленные инновации. Наиболее впечатляющим кажется стремление к отказу от печатной продукции, даже навигация внутри здания будет осуществляться с помощью световой проекции.

Фото №9 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ

В «ГЭС-2» будет располагаться сразу несколько выставочных пространств для произведений искусства, но, как говорит Анна Панфилец, у Дома культуры несколько равнозначных направлений деятельности: «Мы отказались от гегемонии искусства. Выставки — не единственная наша задача. Взаимодействие с художниками, резиденции, творческие мастерские „Своды“, просветительская программа для людей всех возрастов, издательское дело, исследовательская работа, медиация, постоянный открытый диалог с городом и миром — всем этим занимается наша интенсивно растущая команда».

Фото №10 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ

Не менее интересно, чем главное здание, выглядит его новый двор: зеленая лужайка и березовая роща на пригорке —  творение ландшафтного архитектора Мари Пиммел (Marie Pimmel) из бюро RPBW. Перед входом в рощу на лужайке стоит разделенное на сегменты дерево. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это лишь оболочка ствола, внутри — золотая пустота и свет. Пустое дерево — отлитый в бронзе слепок лиственницы, работа яркого представителя движения arte povera художника Джузеппе Пеноне (Giuseppe Penone) «Пространство света».  

Фото №11 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ

Самое запоминающееся во дворе «ГЭС-2» — березовая роща. Она быстро уходит по склону вверх, внезапно становится тише, и вы будто бы оказываетесь посреди леса вдали от города. Ренцо Пьяно выбрал для рощи березы как символ русской культуры. Холм сделали, чтобы скрыть ничем не примечательные постройки за пределами территории «ГЭС-2». Когда поднимаешься по тропинке березовой рощи, начинает казаться, что она бесконечна, и уже в ближайшем будущем по ней можно будет выйти на смотровую площадку — оттуда открывается лучший вид на всю территорию Дома культуры. https://v-a-c.org/ru/ges-2

Фото №12 - Прогулка по территории Дома культуры «ГЭС-2». «Мы отказались от гегемонии искусства»
Фото
ГЛЕБ ЛЕОНОВ