Галерея «Эритаж» открывает выставку «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии». Новый художественный проект кураторов Кристины Краснянской и Зарины Тайц посвящен сравнению произведений художников итальянского течения арте повера и работ художников круга «Русское бедное» в России. В экспозиции также появятся предметы дизайна 1970-х годов, созданные под влиянием этого направления.

Фото №1 - Арте повера в России и Италии: выставка в галерее «Эритаж»

Впервые термин арте повера появился в 1960-х годах, когда куратор и арт-критик Джермано Челант открыл выставку «Arte Povera e IM Spazio» в Генуе. Название художественного проекта как нельзя лучше описало появившуюся тенденцию в искусстве: несмотря на и во многом из-за экономического процветания Италии и развития потребительской культуры художники выбирали «бедные» материалы и стремились противостоять коммерциализации искусства, хотели вывести его за пределы рынка. Представители арте повера, среди которых были Джузеппе Пеноне, Марио Мерц, Яннис Кунеллис, Марио Чероли, верили в творчество как мощный инструмент социального воздействия и использовали его в политическом контексте.

Фото №2 - Арте повера в России и Италии: выставка в галерее «Эритаж»
Валерий Кошляков. Пролетарский Пантеон из серии «Галерея русских фантазий», 1998.

Новое направление в искусстве не могло не проявить себя и в области предметного дизайна. Так, в галерее можно будет увидеть произведения Урано Пальмы, функциональные объекты архитектора, дизайнера и поэта Риккардо Дализи, мебель Марио Чероли, созданную специально для фильмов Пьера Паоло Пазолини, и керамические объекты скульптора и керамиста Альфонсо Леони.

Фото №3 - Арте повера в России и Италии: выставка в галерее «Эритаж»
Ринат Волигамси. Дом, 2016.

Название «Русское бедное» также возникло от названия одноименной выставки, прошедшей в пермском Музее современного искусства ПЕРММ в 2008 году. Тогда в экспозиции были показаны работы 36 художников, которые и не имели общего манифеста и не работали коллективно, но все же были связаны между собой общими идеями и представлениями. «Русское бедное» не идентично итальянскому политическому протесту, это неофициальное искусство, которому удалось выйти из укрытия после распада Советского Союза и которое продолжает существовать дальше в силу многих факторов — не только материальных, но и ментальных. На выставке «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне» будут представлены работы и спецпроекты художников разных поколений: Александра Бродского, Рината Волигамси, Валерия Кошлякова, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина, Николая Полисского, Хаима Сокола, Сергея Шеховцова.

Фото №4 - Арте повера в России и Италии: выставка в галерее «Эритаж»
Марио Чероли. Стулья. Mobili Nella Valle, стулья, 1972.

Когда: 26 марта — 30 мая

Где: Галерея «Эритаж», ул. Петровка, 20/1

Фото №5 - Арте повера в России и Италии: выставка в галерее «Эритаж»
Сергей Шеховцов. Стая собак, 2020.