Фото №1 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Андреа. Гебриды. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

9 июня Мультимедиа Арт Музей открыл биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021». Традиционно в московском Манеже проходят сразу несколько выставок, и одна из самых запоминающихся экспозиций этого года — совместный проект финско-норвежского творческого дуэта Каролины Йорт и Риитты Иконен «Глаза, как блюдца». Риитта смогла прилететь в Москву лично посетить открытие, а ELLE DECORATION воспользовался этой возможностью, чтобы поговорить с художницей о серии, над которой она работает уже десять лет, особом отношении к природе и умении находить удивительное вокруг.

Фото №2 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Эли. Норвегия. 2017 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

ELLE DECORATION: Расскажите, как появились «Глаза, как блюдца»?

РИИТА ИКОНЕН: Проект начался 10 лет назад, когда я забила в Google три слова: «Норвегия», «бабушки», «фотограф», и первым выпавшим результатом был сайт Каролины Йорт. Она как раз закончила книгу о норвежских бабушках, а я искала соавтора для проекта в Норвегии. Мы хотели исследовать персонификацию природных феноменов и фольклор, и казалось, люди старшего поколения должны были знать об этом гораздо больше. Я послала Каролине письмо с предложением о сотрудничестве, и она сказала «да». Мы встретились впервые в 2011 году благодаря всего лишь одному письму. Теперь прошло уже 10 лет, но мы намерены продолжать работу до тех пор, пока это приносит нам удовольствие. Мы называем это «клубом приключений»!

Фото №3 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Астрид I. Норвегия. 2011 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

О чем этот проект?

Проект — это серия портретов, в которой мы исследуем отношение современного человека с природой. Каролина и я путешествуем по миру, встречаем людей, часто случайно, и начинаем разговор с ними — кто они, откуда, как они связаны со своим окружением. Таким образом, каждый портрет — это работа трех соавторов. Я создаю объекты-скульптуры, которые позволяют героям погрузиться в среду и раствориться в ней, но в выборе материалов и локации мы всегда отталкиваемся от того, что имеет значение именно для них.

Как вам кажется, мифы и фольклор до сих пор живы в нас? Имеют ли они влияние на нас сегодня?

Мы все еще задаем этот вопрос своим соавторам, о фольклоре в конкретной местности. Ответы очень разнятся в зависимости от региона, где мы находимся. К примеру, в Гренландии, есть много мифов, которые живут и по сей день. Так что ответ — и да, и нет. Наше первое предположение о том, что представители старшего поколения больше знают о локальных мифах и легендах оказалось в корне неверным, нас тут же поставили на место словами «это же сказки для детей». Этот проект много раз заставлял нас переосмыслить свои представления. Поэтому в итоге мы стали ставить вопрос об отношениях с природой более широко.

Фото №4 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Карин. Норвегия. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

«Природа была для меня местом поиска себя, возможностью разобраться с мыслями, сместить центр внимания»

Природа — неиссякаемый источник вдохновения. А как вы начали работать с природными материалами?

Я родом из Финляндии, восточной части Финляндии, которая граничит с Россией. Природа всегда была значимой частью моей жизни, каждую неделю, когда наступали выходные, мы с родителями отправлялись собирать грибы или ягоды. Поездки в лес были неотъемлемой частью повседневности, вот и все. С детства природа была для меня местом поиска себя, возможностью разобраться с мыслями, сместить центр внимания. Я училась в Лондоне и жила в Англии долгое время, и даже там я всегда выбирала проекты, которые уводили меня к природе. Это как антидот городской жизни.

Фото №5 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Брит. Норвегия. 2018 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

«Если сейчас у вас нет возможности отправиться в огромный национальный парк, не страшно, даже пара деревьев в городе подойдет»

А если связь с природой утрачена, как ее восстановить?

Очень важно просто оказаться в ней, слушать, смотреть, позволить случиться. Я думаю, что наш проект, то, что мы делаем с нашими соавторами, как раз об этом. Например, в Японии мы разговорились с мужчиной на парковке. Мы хотели пригласить его присоединиться к проекту, и спросили, куда он отправляется, чтобы оказаться на природе — и он посмотрел на нас с удивлением. Для него все вокруг — это природа, нет никакой разницы между этим местом и другим. И мы поняли, как это правильно. Я думаю, можно просто остановиться, вздохнуть, подумать о том, что ощущаешь, что видишь, какие запахи вокруг. Если сейчас у вас нет возможности отправиться в огромный национальный парк, не страшно, даже пара деревьев в городе подойдет.

Фото №6 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Ингер. Норвегия. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

Как различаются отношения людей с природой в разных странах?

Я бы сказала, что важно не различие между странами, а различие между людьми. Нам с Каролиной нравится, что, когда люди смотрят на наши работы, они не могут с точностью сказать, происходит это в Южной Корее или в Квинсе в Нью-Йорке. В Южной Корее, например, мы задавали старшему поколению вопрос о том, каково их личное отношение с окружающим пространством, и в итоге нашим переводчикам пришлось сказать нам, что в их культуре такого индивидуалистского подхода просто не существует, поэтому мы не сможем получить точный ответ. Это скорее западная точка зрения. То же касается даже, например, вопроса об изменении климата: многие жители Пхёнчхана, где проходили Олимпийский игры 2018, самого снежного района Кореи, были счастливы, что теперь у них редко идет снег, потому что так гораздо проще. И это как раз очень личный ответ. Да, изменения могут происходить, но для нашей местности это удача. Это то, что делает этот проект таким притягательным, то, что ты никогда не знаешь, с чем столкнешься впереди, кого ты встретишь, какая история за плечами у этого человека. Он научил нас многому, и он сделал мир для нас одной большой семьей как раз благодаря таким горизонтальным связям.

Фото №7 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Фиона. Гебриды. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

В первое издание книги с фотографиями проекта вы вложили небольшие букеты засушенных цветов, это очень трогательный жест. Думаете ли вы, что в современном мире помимо слабеющих связей с природой нам не хватает еще и человеческих связей, общения? И как мы можем изменить это?

Из-за этого особого периода, через который нам приходится проходить сейчас?

И в этом смысле тоже, но я скорее имела в виду из-за всеобщей диджитализации.

Я думаю, вы правы. Один из возможных будущих трендов заключается в том, что очень скоро мы не будем ходить в магазин, чтобы купить пачку кофе, мы будем ходить в магазин, чтобы приобрести опыт человеческого взаимодействия. Я не знаю, как люди будут интерпретировать изображения, как будут общаться с окружением и друг другом, но надеюсь, что смотря на наши работы, они смогут представлять себя внутри, на месте этих людей.

Чтобы также отчасти пережить этот опыт…

Да. Я знаю, что люди очень по-разному видят наши работы, и мы поощряем это. Это хорошо, мы хотим сохранить открытость для интерпретации. Вы можете прочитать описание, если хотите, но это не обязательно. Для нас это очень важная часть, я считаю, это поощряет природное любопытство.

А какие три вещи вызвали ваше любопытство в последнее время?

Грибы, очень любопытная вещь… незнакомцы. Совершенно неправильный порядок! И, пожалуй, случайность. Да, случайности, незнакомцы и грибы.

Фото №8 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Скотти. Тасмания. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

«Только потому что тебе 93, это не значит, что ты не можешь прыгать с парашютом!»

В ходе проекта вы часто работали с людьми старшего поколения. Очень часто они ощущают себя незаметными для остальной части общества, это действительно большая проблема. Что вы открыли для себя, делая их соавторами работ?

Как я говорила, вы можете читать изображения самостоятельно и находить свою интерпретацию, но если у нашего проекта есть какое-то послание, то это то, что пожилые люди — это не статичная группа, это может быть кто-угодно с очень интересной жизненной историей. Во многих странах, особенно западных, пожилые люди оказываются недооценены и часто маргинализированны. Мы продвигаем идею о том, что каждый человек удивителен, интересен и может делать очень многое. Мы хотим избавить людей от предубеждений о возрасте. Только потому что тебе 93, это не значит, что ты не можешь прыгать с парашютом! Не нужно навязывать людям свои представления о том, какими они должны быть. Кажется, что мы хотим защитить их от чего-то, делая выбор за них, но нет, позвольте людям говорить за себя и самим выбирать свой путь. И если они могут это сделать, просто поддержите их.

Фото №9 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Агнес II. Норвегия. 2011 © Каролин Йорт и Риитта Иконен

Я не могу не спросить, как пандемия повлияла на ваш проект, и был ли это только негативный опыт, или, может быть, благодаря этой ситуации вы открыли для себя что-то новое?

Пандемия нарушила привычный ход вещей, мы работаем с пожилыми людьми, поэтому для нас это было особенно критично… И кончено, никаких путешествий, все съемки отложены на неопределенный срок. Но мы записали TED-talk в Бостоне, и также мы работали над новой книгой. Большая часть контента уже была готова, но отмена съемок стала для нас удачей в некотором смысле, поскольку мы смогли сосредоточиться на расшифровке материалов, собранных за последние четыре года, отобрать фотографии, связаться с нашими соавторами. Так что эта ситуации действительно дала нам возможность отдохнуть и сосредоточиться на книге — она выйдет в конце лета. Пандемия продолжает быть временем испытаний, но мы благодарны за эту возможность побыть в тишине и рады, что смогли продолжать работу. Многие проекты поставлены на паузу, но у нас всегда остается надежда.

Фото №10 - Фольклор, любопытство и возвращение к природе: интервью с Рииттой Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Бенгт II. Норвегия. 2011 © Каролин Йорт и Риитта Иконен