Современному искусству тесно в стенах музеев и выставочных залов. Оно выходит на улицы, меняет привычные места и обращается ко всем прохожим. Это направление получило название паблик-арт или общественное искусство. Его произведения создаются специально для городской среды — парков, скверов, вокзалов, аэропортов, деловых и жилых кварталов. Их может оценить любой желающий в любое время суток без специальной подготовки, билетов, очередей и экскурсии.

Так как цель этих работ — привлечь внимание и изменить привычное пространство — они часто бывают провокационными. Вспомнить хотя бы «Большую глину №4» Урса Фишера (Urs Fischer), на Болотной набережной в Москве, которая вызвала немало споров у москвичей и гостей столицы. Однако можно сказать точно: ее появление стало едва ли не главным культурным событием прошедшего лета.

3 интересных места для любителей паблик-арта

Лондонский район Кингс-Кросс 

Фото №1 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт

Еще 20 лет назад это был непрестижный промышленный район на окраине британской столицы. Но за счет продуманной паблик-арт программы он стал центром притяжения для туристов и модной публики. Ежегодно кураторы выбирают художников, которые разрабатывают арт-объекты и инсталляции специально для этого места. Так что экспозиция постоянно меняется.

Фото №3 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт
Фото №2 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт

Миллениум-парк в Чикаго

Фото №4 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт

Открытый в 2004 году парк на берегу озера Мичиган — настоящая мекка для поклонников паблик-арта. А главная точка притяжения — Клауд-гейт или же «Облачные врата» британского художника Аниша Капура (Anish Kapoor). Зеркальная скульптура, которую в народе прозвали «фасолинкой» из-за внешнего сходства, стала негласным символом Чикаго

Фото №6 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт
Фото №5 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт

East Side Gallery в Берлине

Одна из самых посещаемых достопримечательностей города — уникальная галерея под открытым небом на остатках Берлинской Стены. Весной 1990 года 118 художников из 21 страны украсили ее своими арт-высказываниями на тему падения границ. Именно тут можно увидеть знаменитое на весь мир граффити Дмитрия Врубеля, изобразившего поцелуй Брежнева и Хонеккера. 

Сегодня тему паблик-арта во всем мире подхватывают и развивают девелоперы. Зачем? Причин несколько. Гармонично вписанный в пространство арт-объект делает проект единственным в своем роде, повышает его узнаваемость, превращает в центр притяжения городской жизни, подчеркивает стиль и добавляет культурную ценность. И все это влияет на настроение, ощущение собственной уникальности и благополучие его жителей. Сегодня, когда новые кварталы порой сложно отличить один от другого, такой подход становится особенно важным и ценным. Приятно ощущать, что живешь не в безликом, пусть и комфортном, здании, каких миллионы по всему миру, а в месте с уникальной атмосферой, к созданию которой приложили руку модные художники и скульпторы. Это помогает почувствовать и собственную значимость, повышает уверенность в своих силах. Кроме того, есть исследования, что появление объектов искусства меняет отношение жителей района в лучшую сторону. Люди начинают больше и доброжелательней общаться между собой, а количество конфликтов или правонарушений значительно снижается. Так паблик-арт помогает формировать соседское комьюнити.

Фото №7 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт

Среди первых в России идею арт-интеграции подхватил один из крупнейших застройщиков России ГК ФСК. Например, ЖК «Архитектор» украсит специально созданная скульптура художника и скульптора Григория Масленникова. А в строящемся столичном ЖК Sydney City запланировано сразу несколько паблик-арт зон — в парке и в общественных пространствах комплекса. Благодаря такому подходу и уникальным архитектурным решениям новый ЖК имеет все шансы стать центром притяжения этой части Москвы. К тому же такой подход полностью соответствует философии well-being, то есть благополучия, которая легла в основу концепции ЖК Sydney City. Философия well-being подразумевает не только физическое, географическое или экологическое благополучие, но также эмоциональное, интеллектуальное и социальное. Поэтому застройщику было важно создать не только просторные и комфортные квартиры, но также культурную среду, грамотно наполненную предметами искусства.

Фото №8 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт

«Интеграция арт-объектов в девелоперские проекты ­– довольно популярная на Западе история, — объясняет Пётр Кирилловский, директор Департамента развития продукта ГК ФСК. — В России только начинает развиваться. Мы видим потребность у нашей аудитории бизнес-класса не только в качественном жилье, но и в дополнительных смыслах, добавленной культурной ценности. Это создает предпосылки для формирования тренда на арт-интеграции и развитие публичных пространств через искусство. С точки зрения бизнеса, такой подход помогает создавать продукт с узнаваемым стилем, что делает его более привлекательными для покупателей и, соответственно, повышает ликвидность».

Фото №9 - Искусство вне музея: где искать паблик-арт

А пока ЖК Sydney City строится, в его офисе продаж для всех желающих будет открыта выставка работ современных художников.  «Сегодня искусство становится неотъемлемым элементом обычной жизни, — комментирует куратор выставки, искусствовед и эксперт в области паблик-арта Ольга Погасова. — В арт-пространстве ЖК Sydney City известные российские художники предложат зрителям свое видение темы благополучия и дадут возможность людям встретиться с прекрасным уже на пороге их собственной квартиры».

Согласно исследованиям ежедневное соприкосновение с искусством уменьшает проявление стресса и увеличивает креативность. А значит, можно с уверенностью сказать, что паблик-арт в ЖК Sydney City не просто сделает этот жилой квартал местом силы, но также поможет его жителям обрести жизненный баланс и благополучие.