ГМИИ им. А.С. Пушкина и бренд LG Signature завершили совместный масштабный проект по исследованию и консервации знаменитой картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур». На основании полученных результатов стало возмножным реконструировать этапы работы художника над полотном, понять технологию его создания, а также выявить деструктивные процессы, влияющие на состояние сохранности произведения, что не позволяло ранее экспонировать картину вне стен музея. За этапами изучения картины можно следить на сайте проекта, где будет публиковаться серия видео «Дневник реставратора», а также на платформе IVI в 4-х серийном документальном фильме «Тайна красных виноградников», который создается брендом LG Signature.

Фото №1 - Картину Ван Гога отреставрировали при поддержке LG Signature

Картина «Красные виноградники в Арле. Монмажур» всегда была в центре внимания экспертов Пушкинского музея, но прежде никогда не изучалась настолько досконально. Впервые были проведены масштабные, комплексные технико-технологические исследования, в процессе которых были изучены морфологические особенности холста, набор и степень повреждения волокон нити, произведен рентгенофлуоресцентный анализ поверхности красочного слоя, определен химический состав грунта и красочного слоя работы и состав микрообразцов воско-смоляной мастики и пожелтевшего осетрового клея.

Фото №2 - Картину Ван Гога отреставрировали при поддержке LG Signature
Винсент Ван Гог. «Красные виноградники в Арле. Монмажур».
Фото
pushkinmuseum.art

Работы по реставрации рамы включали как профилактические мероприятия (укрепление грунта и позолоты, удаление стойких поверхностных загрязнений), так и эстетические (исправление потемневших тонировок, восполнение утраченных фрагментов резного декора, утрат грунта и позолоты, тонирование и покрытие лаком). В результате проделанных работ была укреплена основа рамы, удалены загрязнения, восполнены утраты и исправлены тонировки. В процессе консервации картины укреплены участки с угрозами осыпей красочного слоя, а также с поверхности полотна удален старый потемневший реставрационный клей.

Специалистам музея удалось остановить медленное разрушение картины, установить его первопричины, укрепить опасные места и изучить возможные риски. Также были устранены следы предыдущей реставрации полотна. Все это позволит экспонировать картину без опасения за состояние холста и красочного слоя и даст возможность показать ее на выставке «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» (27 июня —30 октября, 2022, ГМИИ).