С 21 апреля по 29 августа 2021 года в Музее русского импрессионизма пройдет выставка «Охотники за искусством». В экспозиции будет представлено более 70 работ русского и советского модернизма первой трети XX века. Мы выбрали пять произведений разных авторов, чтобы продемонстрировать, насколько многообразными и разносторонними были коллекции советских собирателей.

Фото №1 - «Охотники за искусством»: гид по выставке в музее Русского импрессионизма
Кузьма Петров-Водкин. Портрет дочери (Ленушка). 1926. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург.

Первая (а иногда и единственная) картина, которая приходит на ум при упоминании Кузьмы Петрова-Водкина, — «Купание красного коня». Яркие и насыщенные цвета, разнообразие красок, резкие движения фигур на холсте, — приемы, которые действительно любил автор.

Однако после революции палитра художника стала спокойнее, образы — сдержаннее, а произведения — чувственнее. В 1922 году в семье Петровых-Водкиных родилась долгожданная дочь Елена. Ленушку художник начал писать с первых дней ее жизни, а ее портреты пропитаны нежностью и любовью.

В «Портрете дочери» зритель видит другого, незнакомого до этого Петрова-Водкина: перед нами предстает любящий отец, который души не чаял в своем чаде. Картину приобрел Игорь Афанасьев, один из пионеров советской нефтехиимии. Из-за репрессий и конфискаций имущества он был вынужден собирать коллекцию три раза, выкупая в старости работы, которые уже принадлежали ему раньше.

Фото №2 - «Охотники за искусством»: гид по выставке в музее Русского импрессионизма
Дмитрий Стеллецкий. Заря. 1910. Собрание А.Л. Мясникова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Творчество Дмитрия Стеллецкого пронизано любовью и интересом к древнерусским архитектурным памятникам, фрескам и иконам. Художник работал в своей особой манере, объединившей стилистику модерна с русской народной и православной образностью.

В картине «Заря» хорошо показан этот синтез иконописных традиций и символизма: вытянутый лик, тонкие и длинные пальцы, большие глаза прекрасно сочетаются с холодной палитрой, обилием геометрических элементов и обратной перспективой архитектурных форм.

Работа долгое время находилась в собрании врача-терапевта Александра Мясникова. В 2011 году была посмертно выпущена его автобиография «Я лечил Сталина». Однако вместо профессиональных воспоминаний в ней собрано большое количество историй коллекционера о произведениях искусства, за которыми он охотился с такой любовью.

Фото №3 - «Охотники за искусством»: гид по выставке в музее Русского импрессионизма
Александр Куприн. Восточный город. 1921. Собрание С.А. Шустера. Ныне в собрании И.Р. и Т.О. Манашеровых.

Александр Куприн писал преимущественно пейзажи и натюрморты, но при этом на каждом этапе жизни обращался к разным стилям. Будучи молодым студентом, Куприн увлекался французским искусством и даже разработал собственный вариант сезаннизма.

Художник стал одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». После этого его стиль значительно изменился: почти 14 лет Куприн писал в основном натюрморты в кубистическом стиле и экспериментировал с техникой коллажа. Картина «Восточный город» прекрасно отражает ключевые приемы этого творческого этапа: искажение формы, искусственные и приглушенные тона, объем и пространство, переданные с помощью цвета, предпочтение плоскости и ритма фактуре и светотени. 

Произведение приобрел во второй половине XX века кинорежиссер Соломон Шустер, который обращал внимание на художников, чьи имена ушли в тень, и заново представлял их современникам. 

Фото №4 - «Охотники за искусством»: гид по выставке в музее Русского импрессионизма
Зинаида Серебрякова. Крестьянка. Портрет няни. Начало 1910-х. Собрание И. И. Палеева. Ныне в собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.

Одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи, участница объединения «Мир искусства», Зинаида Серебрякова всегда отличалась любовью к простым сюжетам, спокойному колориту и гармоничным композициям. 

Лучшие произведения Серебряковой были написаны в родном имении Нескучное, принадлежавшем семьям Бенуа-Лансере на границе Курской и Харьковской губерний. Со многими из сельских девушек художница близко общалась, они часто становились главными героинями ее произведений. В «Портрете няни» нижний ракурс делает фигуру монументальной. При этом портрет написан с вермееровской теплотой и внимательностью: суровый и грустный взгляд модели подчеркнут скупой цветовой гаммой охристого, голубого и белого, а деревенские домики сбоку показывают колорит русской деревни 1910-х годов. 

Картину приобрел профессор теплофизики Илья Палеев, и до сих пор произведение хранится в собрании его семьи. После смерти Палеева оно было законсервировано в неизменном виде и на сегодняшний день является единственным сохранившимся примером ленинградской «профессорской» коллекции 1950–1970-х.

Фото №5 - «Охотники за искусством»: гид по выставке в музее Русского импрессионизма
Александр Богомазов. Пейзаж с деревьями (лицевая сторона: «Кони»). 1910-е. Собрание А. Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург.

«Украинский Пикассо», видный представитель и теоретик русского художественного авангарда, Александр Богомазов прошел в своем творчестве несколько периодов. Художник увлекался символизмом, импрессионизмом, пуантилизмом и в середине 1910-х годов прошлого века стал кубофутуристом. 

На картине «Пейзаж с деревьями» преобладают контрастные цвета, резкие мазки и динамичные линии. Работу приобрел во второй половине XX века Абрам Чудновский, один из отцов основателей агрофизики в Советском Союзе и «коллекционер номер два», по словам Георгия Костаки. www.rusimp.su

Фото №6 - «Охотники за искусством»: гид по выставке в музее Русского импрессионизма
Экспозиция выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма. Краска на стене, Little Greene.

Когда: 21 апреля — 29 августа

Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект д. 15, стр. 11