Мероприятие под названием «пандемия» затянулось. Галереи балансируют между ограничениями и не получают ни прежней прибыли, ни удовольствия от созерцания красоты на социальной дистанции. Аукционы отменили, «живые» торги перенесли, а вместо этого предложили новые форматы онлайн. ELLE DECORATION спросил руководителя департамента дизайна аукционного дома CAMBI в Милане и совладельца галереи Mirra в Москве Пьермарию Скальолу (Piermaria Scagliola), как коллекционный дизайн находит покупателя в столь непростое время.

Фото №1 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Пьермария Скальола, руководитель департамента дизайна аукционного дома CAMBI в Милане и совладелец галереи Mirra в Москве.

ELLE DECORATION: Пьермария, как ситуация в мире влияет на продажи искусства и коллекционного дизайна?

ПЬЕРМАРИЯ СКАЛЬОЛА: Итальянский коллекционный дизайн, на котором я фокусируюсь, это не искусство в прямом смысле слова. Да, это эстетика и концепция, но функциональная. И предметы итальянского дизайна, созданные великими мастерами, остаются желанными и растут в цене даже сейчас. Экономика гибкая, и вскоре мы увидим изменения: некоторые работы потеряют популярность, но появятся новые лица. Рынок итальянского коллекционного дизайна растет и может предоставить замечательные вещи за десятую часть цены от более зрелого французского дизайна.

Какие конкретные меры вы предприняли в начале пандемии для поддержки вашего бизнеса?

Как трейдер я перенес значительную часть работы и переговоры на цифровые технологии, но логистика осталась неизменной. Как консультант я посоветовал клиентам пойти по пути аукциона, чтобы поток покупок и продаж остался неизменным.

Фото №2 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Джо Понти. Рука с сердцем, скульптура, ок. 1951. Часть проекта Casa di Fantasia.
Фото
CAMBI CASA D'ASTE
Фото №3 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Джо Понти. Комод. Внутри — скульптуры работы Джо Понти. Часть проекта Casa di Fantasia.
Фото
CAMBI CASA D'ASTE

Чрезвычайные ситуации изначально учитывались в вашей бизнес-модели?

Нет, я признаю, что оказался застигнут врасплох событиями, но искусство и дизайн требуют гибкой структуры, способной быстро реагировать на различные сценарии, поэтому мы смогли осуществить переход в онлайн в реальном времени. Более того, бизнес-модель аукционных домов предусматривает дистанционное обслуживание клиента. Это оказалось большим конкурентным преимуществом: во время пандемии мы только выигрывали от ограничений передвижения людей, они не имели возможности участвовать в крупных международных выставках или ходить в галереи.

Искусство во время кризиса страдает, оно предназначено для публики, чьи основные потребности уже удовлетворены. Коллекционный дизайн, напротив, становится спасательным кругом для энергии потребителя, в том числе и финансовой. Коллекционеры — это требовательная публика, которая, даже во времена неопределенности хочет наполнить мир смыслами.

Фото №4 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Джо Понтии. Копии пистолетов, ок. 1951. Часть проекта Casa di Fantasia.
Фото
CAMBI CASA D'ASTE
Фото №5 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Джо Понти. Фигура в тюрбане, ок. 1951. Часть проекта Casa di Fantasia.
Фото
CAMBI CASA D'ASTE

Мы помним, как начиналась пандемия: все закрыто, кроме магазинов с товарами первой необходимости. Давайте будем честными, коллекционный дизайн и искусство сложно назвать товарами первой необходимости, но рекорды продаж в этом году все таки были?

Рынок коллекционных предметов дизайна во время пандемии, кажется, идет по пути рынка роскоши, сохраняя высокие цены на лучшие предметы, и тенденция роста последних лет также сохраняется. Отдел дизайна Cambi, который я возглавляю, закончил 2019 год с исключительными рекордами, благодаря партнерству между Cambi и Phillips для продажи Casa di Fantasia — целой квартиры, спроектированной Джо Понти (Gio Ponti) совместно с Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti) и Фаусто Мелотти (Fausto Melotti).

«Дом Фантазий» Джо Понти  1950-х на аукционе Phillips London (фото 5)
Воссозданный «Дом Фантазий» Casa di Fantasia Джо Понти.
Фото
Phillips

2020 год, несмотря на эпидемию, тоже показал блестящие результаты, и мы можем только гадать, как бы все прошло без карантина. Мировой рынок итальянского дизайна молод, и конкуренция за лучшие изделия стремительна и сильна. В 2020 году стол Карло Моллино (Carlo Mollino) был продан за 6 миллионов долларов США на Sotheby's, такие продажи сложно назвать кризисными.

Фото №6 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Карло Моллино. Обеденный стол, 1949.

Коллекционеры ищут уникальные, эстетически прекрасные вещи, обладающие хорошим качеством и выпущеные известным брендом. Кроме того, существуют конъюнктурные тенденции: например, особый интерес к объектам 1970-х годов, таким как, например, диваны Soriana по дизайну Афры и Тобиа Скарпы (Tobia Scarpa)

Фото №7 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Кресло с пуфом Soriana, дизайн Афры и Тобиа Скарпа для Casssina.
Фото №8 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Диван Soriana по дизайну Афры и Тобиа Скарпа в интерьерах московской галереи MIRRA.
Фото №9 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Кресла Soriana в интерьерах бутик-отеля Santa Monica Proper по проекту Келли Уэстлер в Санта-Монике.

В каталогах THIN DESIGN аукционного дома Cambi и в коллекциях для галерии Mirra в Москве вместе с Ириной Могилатовой мы пытаемся предсказать тенденции и предложить лучшие работы.

Фото №10 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Фрагмент люстры Dahlia, 1954 г., и подвесной светильник по дизайну Макса Ингранда, 1950-е гг., все — Fontana Arte.
Фото
CAMBI CASA D'ASTE

Если художник уже создал вневременную ценность (произведение искусства), может ли социально-экономический кризис повлиять на спрос на его произведение?

Да, как отрицательно, так и положительно: кризисы показывают различие между сиюминутной прихотью и тенденцией, которая имеет прочную основу для долговременного развития. Это не научный процесс, бывают и исключения, но те, кому суждено остаться на плаву во время глобального кризиса, увидят рост цен.

Аукцион — это не только азарт, но и атмосфера живого мероприятия, где есть ведущий и отстроенная подача лотов. Мешает ли коллекционерам отсутствие такой атмосферы при покупке лотов онлайн?

Единственная реальная инвестиция в качество продажи, которую вы можете сделать — предложить тесный путь знакомства с произведением искусства: публикации фотографий недостаточно, нужен интересный рассказ. Клиенту не обязательно прикасаться к предмету коллекционного дизайна руками, чтобы понять его ценность. Но ему важно услышать об истоках, техниках и характеристиках, делающих это произведение желанным и истинно ценным. Мне в этом отношении проще, я работаю за счет репутационного капитала (моего и аукционного дома Cambi), который является гарантией качества.

Фото №11 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Освальдо Борсани. Настенный комод из дерева, обитый кожей. Arredamenti Borsani Varedo, от
Фото
CAMBI CASA D'ASTE

Правда ли, что действительно вневременное искусство и предметы дизайна создаются именно во время кризисов? Существует ли связь между переменами в мире и художественным прорывом?

Это так, особенно потому, что кризисы возникают из-за социальных изменений, искусство и дизайн — социально-экономические дисциплины. Художники работают как антенны общества и первые воспринимают изменения. Поэтому когда разражается кризис, и мир осознает происходящее, у искусства уже есть самый подходящий способ творчески рассказать о настроении времени. Для пандемии правила немного другие, для мира это полный сюрприз, но скоро мы увидим, как искусство дает свой ответ.

Фото №12 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Модульный диван Safari, дизайн Archizoom Associati, Poltronova, 1968.

Вы говорите что искусство и дизайн — это социально-экономические предметы. Какой дизайнер или арт-объект, на ваш взгляд, отвечает «духу нового времени»?

Были современные дизайнеры, отражающие дух эпохи после 2008 года, но пандемический фон изменил все: я думаю, что мы только в начале десятилетия перемен, и сейчас основная художественная мысль — это надежда на лучшее. Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan) — гений, его иронический дух станет ключом к успеху. У нас были планы по доставке в галерею Mirra некоторых его работ, сделанных с Пьерпаоло Феррари (Pierpaolo Ferrari) и компанией Toiletpaper, но пандемия задержала их реализацию, и сейчас мы вносим коррективы в проект. Будем ждать.


Фото №13 - Коллекционный дизайн в эпоху пандемии: мнение эксперта
Табурет The End, дизайн Toiletpaper для Gufram.

Работа с вневременными ценностями имеет свою специфику. Предметы коллекционного дизайна — это уже огромный всплеск творческой энергии, который прошел сквозь время и пережил его создателей-дизайнеров.  Вневременные ценности с большей вероятностью переживут глобальные катастрофы. Поэтому рынок коллекционного дизайна не упал в период кризиса.  Благодаря изоляции люди стали более чувствительными к своему дому и тому, что является для них важным. Обратить внимание на истинную ценность объектов дизайна — идеальная формула для нового мира после пандемии.