Павел Отдельнов — «Художник года» Cosmoscow 2020

«Художник года» Cosmoscow 2020 Павел Отдельнов — о переменах в современном искусстве, самоизоляции, общей тревоге и переходе в онлайн.

Художник Павел Отдельнов.

Художник Павел Отдельнов родился в городе Дзержинске в семье, три поколения которой работали на секретных химических заводах. Возникшие на их месте заброшенные промышленные территории, офисные и торговые центры, линии электропередач, автомобильные дороги и мусорные полигоны впоследствии стали сюжетами живописных полотен Павла и в 2020 году принесли ему титул «Художник года» фонда Cosmoscow.

Специально для ярмарки Cosmoscow 2020 Павел Отдельнов создал проект «А геолокацию можно? Выбери сам», который продолжил серию размышлений о «не-местах» и изменениях окраинных ландшафтов больших городов, начатых художником в рамках серий «Внутреннее Дегунино» и «ТЦ». Эта экспозиция ярмарки Cosmoscow 2020 предвосхищает масштабный проект «Русское нигде», который художник планирует в ближайшем будущем.

Павел Отдельнов. ТЦ #3. 2015, холст, масло.
Фото
Pavel Otdelnov

ELLE DECORATION: Павел, можете сформулировать, что такое современное искусство сегодня? Как оно меняется?

ПАВЕЛ ОТДЕЛЬНОВ: Искусством сегодня может быть практически любой предмет и любая практика. Художник может совмещать спорт, симфоническую музыку и перформанс, как, например, Гвидо ван дер Верве. Наверное, единственное, что более-менее неизменно для современного искусства, это критическое отношение к окружающей действительности. Современное значит критическое.

Меняется ли восприятие искусства зрителем?

Восприятие становится все более быстрым. Зрителей к этому приучает скроллинг бесконечных лент инстаграма и фейсбука. Достаточно доли секунды для того, чтобы поверхностноным искусство, которое способно остановить взгляд или сменить привычную оптику.

Возможно ли, на ваш взгляд, восприятие искусства онлайн?

Пока мы ограничены экраном, это возможно только для искусства, которое воспроизводится на экране (например, видео). Для скульптуры, инсталляции или картины экран и даже VR-технология — это все равно компромисс.

«Мне бы не хотелось, чтобы мои работы покупали только для того, чтобы потом выгодно перепродать»

Коллекционер современного искусства — кто он сегодня? И как он изменился за последние пять лет?

Я все чаще встречаю довольно молодых, хорошо образованных людей с широким кругом интересов, для которых увлечение искусством — это дополнительный способ расширить восприятие мира и получить новый уникальный опыт. К счастью, я все реже встречаю людей, которые говорят об искусстве как об инвестиции. И к несчастью для арт-рынка, разумеется. Но мне бы не хотелось, чтобы мои работы приобретали для того, чтобы потом выгодно перепродать.

Как вы пережили пандемию? Как она повлияла на ваше творчество?

Я провел три месяца дома, с моей семьей. Наконец начал учить английский онлайн. Все это время я старался работать так же, как и в обычные дни. Но формат моих работ был ограничен размером стены. За время локдауна я осознал, насколько для меня важна связь с реальным, с тем, что имеет глубину, вес, объем, запах. Я стал внимательнее относиться к поверхности и фактуре. Думаю, что это найдет отражение в моих работах. Кроме того, я понял, что ощущение времени очень зависит от насыщенности событиями. Обычные 24 часа к третьему месяцу в заточении могут превратиться в 10.

Интересен ваш прогноз: каких глобальных последствий от пандемии в сфере искусства вы ожидаете?

Я уже успел поучаствовать в двух выставках, где художники разных стран попытались осмыслить жизнь на карантине. Интересно, что общим во всех работах стало состояние тревожности и неопределенности. Я нарисовал две маленькие серии работ «A day in the life» и «Новые привычки». В последней изобразил мою руку, открывающую двери или касающуюся поручней в общественных пространствах.

Я заметил, что стал касаться поверхностей только тыльной стороной ладони, потому что не всегда ношу перчатки и могу нечаянно потрогать лицо. Что касается глобальных последствий, трудно что-то предсказывать, потому что один фактор может спровоцировать другие и вызвать эффект домино. События новейшей истории научили нас тому, что все связано со всем, ничего не происходит изолированно. А от вируса невозможно спрятаться почти нигде.

Готово ли искусство уйти в онлайн?

Думаю, что недавний карантин убедительно показал, что нет. Если только не говорить о совсем отдаленном гипотетическом будущем. www.otdelnov.com, @pavel_otdelnov

Увидеть работы Павла Отдельного из цикла «Русское нигде» можно на ярмарке Cosmoscow 2020.

Когда: 10 — 13 сентября 2020

Где: Москва, Гостиный двор, ул.Ильинка 4 (подъезд №4)