Ваш браузер устарел!

Сайт может отображаться неправильно на вашем устройстве.
Установите современный браузер, чтобы все сайты, которые вы посещаете, отображались корректно. Это абсолютно бесплатно и займет у вас пару минут.

Обновить браузер ×

Большой театр после реконструкции

10 лет назад главная сцена Большого театра открылась после шестилетней реконструкции

История Большого театра — почти непрерывный ряд перестроек. Здание дважды горело и его восстанавливали заново. В первый раз, в 1825 году, — по проекту Александра Михайлова и Осипа Бове, во второй, в 1856-м, — Альберто Кавоса. Новые стены громоздились на старые фундаменты; те, не выдерживая нагрузки, проседали.

Большой театр
Фасад Большого выкрашен в непривычный, но исторически достоверный песочный цвет.Труднее всего пришлось реставраторам при работе с квадригой, пострадавшей еще во время войны от бомбардировки. Скульптуру реставрировали, не снимая с фронтона, во избежание повреждений. Колонны — единственное, что осталось от здания, построенного по проекту Михайлова и Бове и сгоревшего в 1853 году.
Фото: 
Егор Заика

Трещины в стенах были нормой жизни, постоянные ремонты — тоже. Со времен Кавоса труппа выросла в десять раз: места для репетиций хронически не хватало. При последней реконструкции, начавшейся в 2005 году, главная проблема состояла в том, чтобы примирить требования научной реставрации с жизнью современного театра.

Большая премьера фото [2]
Круглый зал (Малое императорское фойе) восстановлен в том виде, какой он имел в 1895 году: тогда интерьер обновили по случаю будущей коронации Николая II. Сквозь дверной проем открывается вид на Главное (Белое) фойе.
Фото: 
Егор Заика

Вариантов предлагалось множество — от полной перестройки театра до его «музеефикации» без каких-либо изменений. Победил компромисс. Драматические перипетии процесса реконструкции заслуживают отдельной статьи. А чтобы оценить результат, ELLE DECORATION проник за кулисы «великой стройки» незадолго до ее завершения.

Большая премьера фото [3]
Главное фойе театра в советское время именовалось Белым: росписи-обманки с имитацией лепного декора исчезли под слоем побелки. Теперь их восстановили в том виде, который они имели в 1856 году.
Фото: 
Егор Заика

Интерьеры здания восстановили в основном в том виде, какой они имели 1856 году, когда их оформили к празднованию коронации Александра II. Часть помещений (бывшее Императорское фойе) были воссозданы в том виде, какой они приобрели в 1895 году перед коронацией Николая II. Возросшие потребности труппы в площадях удовлетворили за счет подземных этажей (их под зданием и Театральной площадью целых шесть).

Большая премьера фото [4]
«Большой Императорский театр». Французская литография конца XIX столетия.
Фото: 
Егор Заика

Здание поставили на новый фундамент — старый не выдерживал нагрузки. Главный фасад перекрасили в золотисто-песочный цвет, который он имел изначально. От плохо сохранившегося северного фасада не осталось ничего – его разобрали и удлинили здание на шесть метров. Потеря не катастрофическая, тем более что этот фасад, выходящий в узкий переулок за театром, никто из обычных москвичей не видел.

Большая премьера фото [5]
Большое Императорское фойе получило свое название вместе с Малым Императорским фойе в 1895 году по случаю будущей коронации Николая II. Интерьер зала обновили, а потолок украсили лепниной из папье-маше. В советское время императорские монограммы и изображения корон заменили пятиконечными звездами, серпами и молотами. Само фойе стали использовать как зал для репетиций и камерных концертов. С тех пор помещение стало называться Бетховенским залом. Реставраторы восстановили «монархический» декор и вернули лепнине утраченную позолоту. Вышитые панно,пострадавшие после химчистки в 1970-х, тщательно отреставрировали, восстановив утраченные фрагменты и символику конца XIX века.
Фото: 
Егор Заика

Ткани для обивки стен и мебели сотканы по старинным образцам на жаккардовых станках начала XIX века. Зрительный зал, как и прежде, слепит глаза позолотой и красным бархатом. Здесь для обивки использовали уже современные огнеупорные ткани — таково требование пожарных. Бесконечно перекрашивавшуюся лепнину ярусов вначале расчистили, а потом воссоздали недостающие фрагменты.

Большая премьера фото [6]
Интерьер Хорового зала воссоздан в таком виде, какой он имел в 1856 году, после перестройки, сделанной Альберто Кавосом. Реставраторы восстановили орнаментальную живопись в технике гризайль и изображения путти*. Композиция в тимпане* не сохранилось: ее пришлось писать заново, вдохновляясь аналогами того же времени.
Фото: 
Егор Заика

Оказалась, что она была сделана из папье-маше для обеспечения лучшего звучания голосов. Сусальное золото наносили тем же способом, что и в старину, — при помощи кисточек из беличьего хвоста. На стенах зала — акустические панели из резонансной ели, дерева, которое используют при изготовлении музыкальных инструментов.

Большая премьера фото [7]
«Царская ложа» выглядит так же, как и до реконструкции. Единственное изменение отделки — двуглавый орел вместо герба СССР. Лепной рисунок балконов не повторяется ни на одном из шести ярусов зрительного зала.
Фото: 
Егор Заика

Первым применять ее для отделки стен стал архитектор Альберто Кавос, знавший оперную «кухню» не понаслышке: его отец Катерино Кавос был композитором и капельмейстером Императорских театров. Этот материал обеспечивает залу уникальную акустику, как, впрочем, и его форма, напоминающая скрипку.

Большая премьера фото [8]
Статуи муз Эрато и Терпсихоры в нишах главного фасада скульпторы воссоздавали по нечетким довоенным снимкам. Оригиналы погибли во время войны и были заменены вольными копиями скульпторов М.С. Рукавишникова и С.В. Кольцова.
Фото: 
Егор Заика

Сегодня стройка века завершена. Ее результатами довольны не только реставраторы и чиновники. «Могу подтвердить — мебель восстанавливали в соответствии с музейными стандартами: только старинные технологии, никакого синтетического клея», — рассказывает художник-реставратор ГМИИ им. Пушкина Михаил Тулубенский.

Большая премьера фото [9]
Плафон зрительного зала «Аполлон и музы». В 1940 году роспись планировали заменить на более идеологически выдержанную. Для этого даже провели конкурс на тему «Апофеоз искусств народов СССР».
Фото: 
Егор Заика

«Больше того, что уже сделано, на сегодняшний день сделать невозможно. Никаких нареканий нет», — говорят в Росохранкультуре. Пласидо Доминго уже опробовал театр в деле.

Большая премьера фото [10]
Зеркало парадной лестницы. Для воссоздания полов на фабрике Villeroy & Boch была заказана особая метлахская плитка ручного прессования. Точно такую же плитку для Большого театра заказывали на этой же фабрике более ста лет назад. Специально к окончанию реставрации компания Villeroy & Boch выпустила тиражом 400 экземпляров тарелку с изображением плафона театра, которая будет вручаться гостям открытия.
Фото: 
Егор Заика

Арию из «Пиковой дамы» на русском языке он исполнил, стоя на сцене среди строительных лесов, — вполне в духе современных постановок. Но последнее слово остается за зрителями: самая главная проверка у Большого еще впереди.

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Телефон:
+7 (495) 633-5-633
Факс:
+7 (495) 633-57-95
E-mail:

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам
Блоги