imm Cologne 2019: ключевые моменты

14 — 20 января в Кельне проходила мебельная выставка imm Соlоgnе. Самые яркие объекты и ключевые стенды в обзоре историка архитектуры и дизайна, преподавателя Международной Школы Дизайна Виктора Дембовского

14 января в Кельне открылась первая дизайнерская выставка этого года imm Cologne 2019, которая все так же не очень популярна среди российских дизайнеров. Французы и итальянцы сумели окружить iSaloni и Maison&Objet атмосферой праздника, на которую со всего мира слетаются дизайнеры всех мастей. В Кельне же царит сугубо рабочая атмосфера — никаких фейерверков и ярких дизайнерских вечеринок. И со стороны может показаться, что и сама выставка столь же аскетична, строга и скучна. Но это далеко не так.

На imm Cologne приезжают ведущие мировые бренды со всей Европы, демонстрируя свои новинки и ту концепцию дизайна, что считают актуальной на ближайшие годы. Здесь в единой перспективе павильона можно увидеть итальянский Arflex, испанский GAN и голландский Pode, не противопоставляя, а представляя эти бренды в возможных сочетаниях. Только Кельн дает возможность увидеть полноценный срез всего европейского рынка. Даже итальянцы, которые берегут премьеры до апреля, выглядят тут совсем иначе, чем на iSaloni, и бывает, что замечаешь то, что упустил в прошлом году в Милане. Но рассказать в первую очередь хочется не о них.

Фрагмент стенда Vitra на imm Cologne.

На мой взгляд ярче всех в рамках кельнской выставки выступила французская фабрика Ligne Roset — и по количеству премьер и по общей атмосфере стенда. Радует, что этот культовый бренд не останавливается на достигнутом и продолжает удивлять. Почти все диваны и кресла от новинок последних лет и до классики от Мишеля Дюкароя (Michel Ducaroy) и Пьера Полена (Pierre Paulin) получили расширенный ряд новых обивок. Особенно интересно стал смотреться диван Ploum от Ронана и Эрвана Буруллеков (Ronan & Erwan Bouroullec).

Фрагмент стенда Ligne Roset на imm Cologne. Диваны Ploum в новых обивках, дизайн братьев Буруллек, Ligne Roset.

Концепцию «глобальной мягкой зоны» отлично отразил в своем диване Prado для Lignе Rosеt немецкий дизайнер Кристиан Вернер (Christian Werner). Этот модельный диван не имеет стационарных спинок и подлокотников, их можно свободно двигать и расставлять в той конфигурации, что захочешь. При этом такие подушки дают очень хорошую опору для спины и при нехватке места их можно поставить на ковер, тем самым разместив всех гостей. Prado идеален для неформального общения, легко меняется и при этом остаётся очень удобным.

Диван Prado, дизайн Кристиана Вернера, Ligne Roset.
Фрагмент стенда Ligne Roset на imm Cologne. Диван Prado, дизайн Кристиана Вернера, Ligne Roset.
Фото
ВИКТОР ДЕМБОВСКИЙ
Фрагмент стенда Ligne Roset на imm Cologne. Диван Prado, дизайн Кристиана Вернера, Ligne Roset.
Фото
ВИКТОР ДЕМБОВСКИЙ

Еще очень хочется отметить глобальную работу, что сделал Себастьян Херкнер (Sebastian Herkner) для австрийского бренда Wittmann. Благодаря ручному мануфактурному производству и качеству материалов мебель Wittmann — это то, что можно передавать по наследству. И проектировать для этого бренда большая ответственность, ведь предметы должны соответствовать не ежеминутной моде, а быть тем, что мы называем timeless design.

Стул Merwyn, дизайн Себастьяна Херкнера, Wittmann.

И тут Херкнер в очередной раз подтвердил свой статус дизайнера года по версии Maison&Objet — предметы из его коллекции Miles одинаково эффективно бы смотрелись в интерьерах Венского Сецессиона и в современных трендовых апартаментах или бутик отелях. Особенно мне понравилась серия столиков с основанием из отдельных металлических трубок, черных, латунных или отделанных кожей.

Журнальный столик Miles, кресло Merwyn, дизайн Себастьяна Херкнера, Wittmann.

Потрясающе продуктивный Херкнер успевает работать с многими брендами — еще хочется отметить его работу для итальянцев Zanotta. Кофейные столики Echino с тонкой металлической столешницей и массивными ногами из цветного стекла первые обращали на себя внимание на стенде фабрики. В игре и масштабом, тектоникой и материалами чувствуется влияние неомемфиса и стиля 1970 — 1980-х гг. Видно, что дизайнер хорошо понимает специфику брендов, с которыми работает и способен не повторяться.

Журнальные столики Echino, дизайн Себастьяна Херкнера, Zanotta.
Фрагмент стенда Zanotta на imm Cologne. Журнальные столики столики Echino, дизайн Себастьяна Херкнера, Zanotta.

Один из моих любимых немецких брендов освещения, мебели и аксессуаров Pulpo представил в этом году целую серию предметов в коллаборации с тем же Херкнером, миланской студией NO Made и французским дизайнером Фереолем Бабеном (Ferreol Babin). Особенно интересна скульптурная настольная лампа Magma от Фереоля, с плафоном из итальянского выдувного стекла и основанием из керамики. Мне очень понравилось, как дизайнер сыграл с фактурой лавы, из которой будто рождается светящийся пузырь матового стекла.

Настольная лампа и ваза Magma, дизайн Фереоля Бабена, Pulpo.

Немецкий бренд мягкой мебели Cor классически разрушает миф о строгости и аскетичности немецкой мебели. В этом году они представили серию мягкой мебели с гнущейся спинкой Avalanche от миланской дизайн-студии Metrica и стул-конструктор Alvo от немцев Jehs+Laub, предусматривающий просто бесконечные возможности кастомизации.

Фрагмент стенда Cor на imm Cologne 2019. Кресла Alvo, дизайн студии Jehs+Laub, Cor.
Фото
Виктор Дембовский

Отдельно хочется отметить цветовое и декоративное решение стенда фабрики. Пудренные и терракотовые тона, кирпичи и керамические скульптуры вкупе с мягкой мебелью фабрики создавали очень приятную атмосферу жилого пространства, от куда не хотелось уходить.

Фрагмент стенда Cor на imm Cologne 2019.
Фото
ВИКТОР ДЕМБОВСКИЙ
Фрагмент стенда Cor на imm Cologne 2019.
Фото
ВИКТОР ДЕМБОВСКИЙ

Почетные участники imm Cologne австралийцы Кэйт и Джоэл Боой (Kate and Joel Booy) из Studio Truly Truly, которые в этом году удостоились чести создать интерьрную инсталляцию Das Haus, представили новую коллекцию напольных ламп для международного австралийского бренда Rakumba. По сути светильник представляет из себя набор элементов, которые можно миксовать в любых комбинациях. Таким образом по сути покупатель может стать соавтором с дизайнерами-авторами светильников.

Закончить хочется стендом голландского дизайнера Пита Хайн Эйка (Piet Hein Eek), в работах которого границы между серийным и коллекционным дизайном стираются. Почти все предметы Хайн Эйка исполнены из вторсырья или фанеры. При этом мусором они совсем не смотрятся и не теряют свою функцию. В этом году дизайнер представил диван из палатки, а также складной стол из фанеры, с отпечатанными на ней фрагментами живописи.

Текст: Виктор Дембовский, историк искусства и дизайна, преподаватель Международной Школы Дизайна (IDS)

Складной стол из фанеры, дизайн Пита Хайн Эйка.
Фото
ВИКТОР ДЕМБОВСКИЙ