Фото №1 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Художник Иван Лубенников (1951 — 2021)
Фото
Российская Академия художеств

В Подземном музее парка «Зарядье» в ноябре 2021 года открылась девятая экспозиция выставочного цикла SOVRISK #напотоке. Среди работ современных художников представлена работа недавно ушедшего из жизни мастера станковой живописи, монументалиста Ивана Лубенникова — полотно «Подъем» 2009 года (работа предоставлена галереей ARTSTORY).

Иван Лубенников — художник, чьи работы известны практически любому москвичу и множеству гостей столицы. В конце 1980-х он придал новый облик фасаду театра на Таганке — его технически-художественное решение, металлические конструкции, усовершенствовало и украсило входную группу. Вместе с другими художниками Лубенников оформлял один из самых необычных московских музеев — музей Маяковского. Также на счету Лубенникова — декор станций «Славянский бульвар», «Сретенский бульвар» и «Маяковская» (с выходом на 1-ю Тверскую-Ямскую улицу). Оценить талант российского художника смогли и парижане: с 2009 года витраж Лубенникова украшает станцию метро Madeleine.

Фото №2 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Иван Лубенников. «Подъем», 2009. Холст, масло, предоставлена галереей ARTSTORY.
Фото
www.zaryadyepark.ru

1. Провинциальное дарование

Иван Лубенников родился в 1951 году в Минске, где его отец, крупный партийный функционер Леонид Лубенников, занимал должность секретаря Минского городского комитета КП(б) Белоруссии. Отцу предстоял дальнейший карьерный рост (позже он стал первым секретарем Центрального комитета коммунистической партии Карело-Финской ССР, а затем — зампредом Центросоюза), а сыну, у которого рано открылся талант рисовальщика и живописца, — учеба в Москве: сначала легендарная Московская средняя художественная школа для одаренных детей, после ее окончания — институт имени Сурикова по классу монументальной живописи (мастерская Клавдии Тутеволь, ученицы Дейнеки и Лентулова).

Фото №3 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Фото
Российская Академия художеств

2. Потерянные шедевры

Признание Лубенникову принесли работы начала 1980-х — росписи актового зала комбината «Трехгорная мануфактура» на тему уличных боев революции 1905 года, за которую художник получил одну из премий МОСХ РСФСР «Лучшая работа года», и оформление железнодорожного вокзала в Звенигороде (отмечено первой премией МГОХФ). По словам самого Лубенникова в интервью 2011 года, уже к этому моменту росписи на Трехгорке оказались утрачены — их заложили плитами травертина, а в Звенигороде — почти все переделано.

Фото №4 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Роспись актового зала на «Трехгорной мануфактуре».
Фото
Российская Академия художеств

3. Советский раздел мемориала в Освенциме

Такие задачи, как мемориал в память о сотнях тысяч безвинно убитых людей — сложнейший вызов для любого художника: и профессиональный, и моральный. Лубенников и его соавтор в проекте советского раздела музея в Освенциме, архитектор Александр Скокан, справились с этим вызовом более чем достойно. Тесные коридоры, темные стены, заколоченные окна, толстые решетки стали фоном для подлинных фотографий и кинодокументов, беспристрастно зафиксировавших одну из самых чудовищных трагедий в истории человечества.

Фото №5 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Фото
Getty Images

4. Апулей в санатории ЦК КПСС

Лубенников не раз признавался, что даже в советские времена над ним не довлела «моральная цензура». В станковой живописи он позволял себе любые вольности с «обнаженкой» (вплоть до того, что однажды обнаружил в книге отзывов замечание, что пускать на его выставку можно только зрителей старше 16 лет). Но все же однажды, по воспоминаниям мастера, случился «прокол»: он «переоценил перестроечную вольность и предложил в санатории ЦК сделать рельефы на тему Апулея». Руководство смелости художника не оценило, и проект «завернули».

Фото №6 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Фото
Российская Академия художеств

5. Западное признание

Станковые работы Ивана Лубенникова привлекают своей жовиальностью и легкой добродушной иронией в отношении моделей — будь то пьющий мужичок в метро или нагая полнотелая дева, читающая газету «Коммерсантъ», — и отчетливым, хотя и ненавязчивым национальным колоритом. Полотна художника уже в годы перестройки заинтересовали западных коллекционеров. Первым известным меценатом, купившим картины Лубенникова, стал Петер Людвиг, обладатель крупнейшего собрания работ Пикассо. За ним последовал издатель журнала Stern Генри Наннен. Сейчас полотна и арт-объекты Ивана Лубенникова находятся во множестве частных и музейных собраний за рубежом, а также в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея.

Фото №7 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Фото
Российская Академия художеств
Фото №8 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Фото
Российская Академия художеств
Фото №9 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Интерьер железнодорожного вокзала Звенигорода.
Фото
Российская Академия художеств

6. Курочка Ряба

Знаменитый витраж Лубенникова на станции метро Madeleine в Париже стал ответным даром московского метрополитена: ранее французы подарили российской столице уличный декор для входа на станцию «Киевская», повторяющий проект знаменитого архитектора ар-нуво Эктора Гимара для парижского метро. Работа российского монументалиста стала настоящим апогеем постмодерна. На площади в 40 квадратных метров он сумел поиронизировать надо всеми, пожалуй, стереотипными символами России — от золотых куполов до серпа и молота, от первого советского спутника до «Черного квадрата» Малевича, от самовара до кремлевских башен. А главный персонаж витража — раблезианских размеров курочка Ряба с золотым яйцом, чья драматическая история изложена тут же — на русском и французском языках.

Фото №10 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Витраж на станции метро Madeleine в Париже.
Фото
Российская Академия художеств

7. Стихи Маяковского

В 1980-е Иван Лубенников стал одним из авторов художественного оформления музея Владимира Маяковского на Лубянке. Позже ему поручили проект нового вестибюля «Маяковской». Обдумывая эту работу, Лубенников волей-неволей был вынужден вступить в «художественный диалог» с Дейнекой и решил сделать свое, постмодернистское мозаичное небо в ответ на бодрый соцреализм прославленного предшественника: золотистое небо с журавлями и строчками Маяковского. По воспоминаниям художника, он сам выбирал цитаты, избегая банальностей из школьной программы и делая акцент на любовной лирике. «Задачи иллюстрировать поэзию передо мной не стояло», — утверждал Лубенников и был, безусловно, прав. Его мозаика — совершенно самостоятельное произведение, в котором набранные почерком знаменитого поэта тексты больше похожи на декоративный мотив, чем на лозунги.

Фото №11 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Мозаика на станции метро «Маяковская» в Москве.
Фото
Российская Академия художеств
Фото №12 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Государственный музей им. В.В. Маяковского.
Фото
Российская Академия художеств

8. Постмодернизм

Лубенников считал себя постмодернистом. Один из самых заметных его проектов — станция метро «Славянский бульвар» — яркое тому доказательство. С предложением оформить станцию к художнику обратился тогдашний начальник ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев, большой поклонник стиля ар-нуво. Он желал, чтобы «Славянский бульвар» выглядел как парижский, но Иван Лубенников не пошел на поводу у заказчика. «Ар-нуво в чистом виде сделать нельзя: живем-то в другую эпоху, все равно выйдет постмодерн», — комментировал свое решение художник. В итоге станция, над оформлением которой работала большая бригада мастеров по работе с металлом, действительно выглядит постмодернистской иронией на тему парижского модерна.

Фото №13 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Оформление станции метро «Славянский бульвар» в Москве.
Фото
Российская Академия художеств

9. Сборник прозы

В 2011 году Иван Лубенников раскрыл неожиданную для многих сторону своего таланта и издал двухтомный сборник прозы. До этого он, по его словам, не публиковал ничего из прозаических текстов. Кроме произведений Лубенникова, в книгу вошли эссе его друзей и коллег-соавторов — архитекторов Александра Скокана, Андрея Бокова, Николая Шумакова.

Фото №14 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Наружное оформление «Театра на Таганке».
Фото
Российская Академия художеств
Фото №15 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Фото
Российская Академия художеств

10. Мастер и преподаватель

Лубенников много преподавал в Суриковском институте — своей alma mater. Он считал, что студентов нужно учить провокации. «Работать в современной архитектуре византийскими методами невозможно. Вот я и пытаюсь завести ребят на что-то рискованное», — рассказывал мастер в интервью. В экспозиции SOVRISK #напотоке наряду с «Подъемом» Лубенникова можно увидеть работу одной из его учениц — Ольги Согриной, разработавшей свой собственный пластический метод вышивки «металлом по металлу».

Фото №16 - Иван Лубенников: 10 фактов о художнике
Оформление станции метро «Сретенский бульвар» в Москве.
Фото
Российская Академия художеств