Фото №1 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Открытие выставки «Тагильская школа. Художники и явления»
Фото
Анна Марченкова

Второго октября в Екатеринбурге открывается Уральская индустриальная биеннале современного искусства.
В этом году темой биеннале стала  «Время обнимать и уклоняться от объятий». Приглашенные художники будут рассуждать на тему того, как пандемия повлияла на жизнь человека и на его взаимодействие с внешним миром. Уральская биеннале — это не только выставки, но и публичная программа, арт-резиденции, и арт-индустриальные маршруты. ELLE DECORATION побывали на одном из них и выяснили, что современное искусство в Свердловской области чувствует себя крайне комфортно.

Фото №2 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Открытие выставки «Тагильская школа. Художники и явления»
Фото
Анна Марченкова

Однодневный маршрут «Екатеринбург — Нижний Тагил — Черноисточинск охватывает сразу 3 выставки и одну весьма примечательную инсталляцию. Начинается он в Нижнем Тагиле — 300-тысячном городе, который одинаково известен лаковой росписью подносов и своей металлургической промышленностью. Глядя на Нижний Тагил с высоты, удивляешься соседству невысоких жилых домов и гигантских заводских труб, окружающих город. Из нескольких труб пугающе вырывается пламя.

Фото №3 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Панорама Нижнего Тагила.
Фото
Илья Поляков

Кураторы Уральской биеннале решили обратиться к неиндустриальной части истории города и создали масштабную выставку «Тагильская школа. Художники и явления», которая рассказывает все этапы в истории тагильского искусства с 1960-х годов до современности. Куратор выставки Александр Закиров попытался выстроить диалог между художниками так называемой «старой» и «новой» школы. Работы авторов разных поколений соседствуют друг с другом, подкрепленные неожиданными цитатами из их интервью. На выставке «Тагильская школа. Художники и явления» в кластере «Samoro.doc» вы можете увидеть картины идейного вдохновителя многих местных современных арт-деятелей Алексея Константинова, Виталия и Анны Черепановой и еще 42 художников из Нижнего Тагила.

Фото №4 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Работа Алексея Константинова — местного советского художника, который стал идейным вдохновителем многих деятелей современного искусства Нижнего Тагила.
Фото
Илья Поляков
Фото №5 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Городские пейзажи Нижнего Тагила, нарисованные с видов с камер наблюдения. Работа неизвестного художника.
Фото
Илья Поляков
Фото №6 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Открытие выставки «Тагильская школа. Художники и явления».
Фото
Анна Марченкова

Вторая выставка в Нижнем Тагиле рассказывает удивительную историю русского эмигранта из этого города, который оказался в Японии и стал там одним из самых известных бейсболистов страны. Важно отметить, что выставка «Сказ о том, как тагильский мальчик Витя Старухин стал японским бейсболистом Виктором Старфином» художника-резидента Икуру Куваджима — это не дословный пересказ биографии реального человека, а фантазия автора на тему того, как выглядело бы возвращение Виктора Старфина в Нижний Тагил (после отъезда на родину он так и не возвращался). Помимо размышлений Икуру Куваджимы, проект имел и практическую пользу. На родину своего отца приезжала живущая в Америке дочь Виктора Старфина. В городе начал развиваться бейсбол (здесь построили полноценное бейсбольное поле).

Фото №7 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Виктор Старфин.
Фото
Анна Марченкова
Фото №8 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Коллажи Икуру Куваджимы, изображающие возвращение Виктора Старфина в Нижний Тагил.
Фото
Анна Марченкова
Фото №9 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Игра на открытии бейсбольного поля в Нижнем Тагиле.
Фото
Любовь Кабалинова

Следующим пунктом маршрута Уральской индустриальной биеннале стал поселок Черноисточинск. Здесь еще с 1726 года работал один из старейших металлургических заводов, основанных самим Акинфием Демидовым. В Черноисточинске жил в арт-резиденции художник из Санкт-Петербурга Вадим Кондаков. На выставке «Рудный период. Оксиды» в бывшем заводском помещении можно увидеть работы Вадима — оттиски стальных пластин на бумаге. Под воздействием влаги сталь оставляла слои оксидной пленки на поверхности. Так получались выразительные разводы. Особое внимание заслуживает инсталляция Вадима Кондакова в русле небольшой реки в поселке. Она представляет из себя черный шар из цельного куска металла, закрепленный в каркасе из металлических трубок, отдаленно напоминающих телевизионные антенны. Лаконичный металлический объект выделяется на фоне окружающей природы. Она, к слову, поражает своей красотой, навевая мысли скорее о русском севере, чем об Урале.


Три выставки маршрута 6-й уральской индустриальной биеннале будут доступны для посетителей до 10 октября. В начале октября маршрут будет проведен повторно. Следите за информацией на сайте.

Фото №10 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Открытие выставки «Рудный период. Оксиды» Вадима Кондакова
Фото
Дмитрий Часовитин
Фото №11 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Инсталляция Вадима Кондакова.
Фото
Илья Поляков
Фото №12 - Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Природа вокруг поселка Черноисточинск.
Фото
Илья Поляков