Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Открытие выставки «Тагильская школа. Художники и явления»
Фото
Анна Марченкова

Второго октября в Екатеринбурге открывается Уральская индустриальная биеннале современного искусства.
В этом году темой биеннале стала  «Время обнимать и уклоняться от объятий». Приглашенные художники будут рассуждать на тему того, как пандемия повлияла на жизнь человека и на его взаимодействие с внешним миром. Уральская биеннале — это не только выставки, но и публичная программа, арт-резиденции, и арт-индустриальные маршруты. ELLE DECORATION побывали на одном из них и выяснили, что современное искусство в Свердловской области чувствует себя крайне комфортно.

Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Открытие выставки «Тагильская школа. Художники и явления»
Фото
Анна Марченкова

Однодневный маршрут «Екатеринбург — Нижний Тагил — Черноисточинск охватывает сразу 3 выставки и одну весьма примечательную инсталляцию. Начинается он в Нижнем Тагиле — 300-тысячном городе, который одинаково известен лаковой росписью подносов и своей металлургической промышленностью. Глядя на Нижний Тагил с высоты, удивляешься соседству невысоких жилых домов и гигантских заводских труб, окружающих город. Из нескольких труб пугающе вырывается пламя.

Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Панорама Нижнего Тагила.
Фото
Илья Поляков

Кураторы Уральской биеннале решили обратиться к неиндустриальной части истории города и создали масштабную выставку «Тагильская школа. Художники и явления», которая рассказывает все этапы в истории тагильского искусства с 1960-х годов до современности. Куратор выставки Александр Закиров попытался выстроить диалог между художниками так называемой «старой» и «новой» школы. Работы авторов разных поколений соседствуют друг с другом, подкрепленные неожиданными цитатами из их интервью. На выставке «Тагильская школа. Художники и явления» в кластере «Samoro.doc» вы можете увидеть картины идейного вдохновителя многих местных современных арт-деятелей Алексея Константинова, Виталия и Анны Черепановой и еще 42 художников из Нижнего Тагила.

Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Работа Алексея Константинова — местного советского художника, который стал идейным вдохновителем многих деятелей современного искусства Нижнего Тагила.
Фото
Илья Поляков
Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Городские пейзажи Нижнего Тагила, нарисованные с видов с камер наблюдения. Работа неизвестного художника.
Фото
Илья Поляков
Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Открытие выставки «Тагильская школа. Художники и явления».
Фото
Анна Марченкова

Вторая выставка в Нижнем Тагиле рассказывает удивительную историю русского эмигранта из этого города, который оказался в Японии и стал там одним из самых известных бейсболистов страны. Важно отметить, что выставка «Сказ о том, как тагильский мальчик Витя Старухин стал японским бейсболистом Виктором Старфином» художника-резидента Икуру Куваджима — это не дословный пересказ биографии реального человека, а фантазия автора на тему того, как выглядело бы возвращение Виктора Старфина в Нижний Тагил (после отъезда на родину он так и не возвращался). Помимо размышлений Икуру Куваджимы, проект имел и практическую пользу. На родину своего отца приезжала живущая в Америке дочь Виктора Старфина. В городе начал развиваться бейсбол (здесь построили полноценное бейсбольное поле).

Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Виктор Старфин.
Фото
Анна Марченкова
Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Коллажи Икуру Куваджимы, изображающие возвращение Виктора Старфина в Нижний Тагил.
Фото
Анна Марченкова
Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Игра на открытии бейсбольного поля в Нижнем Тагиле.
Фото
Любовь Кабалинова

Следующим пунктом маршрута Уральской индустриальной биеннале стал поселок Черноисточинск. Здесь еще с 1726 года работал один из старейших металлургических заводов, основанных самим Акинфием Демидовым. В Черноисточинске жил в арт-резиденции художник из Санкт-Петербурга Вадим Кондаков. На выставке «Рудный период. Оксиды» в бывшем заводском помещении можно увидеть работы Вадима — оттиски стальных пластин на бумаге. Под воздействием влаги сталь оставляла слои оксидной пленки на поверхности. Так получались выразительные разводы. Особое внимание заслуживает инсталляция Вадима Кондакова в русле небольшой реки в поселке. Она представляет из себя черный шар из цельного куска металла, закрепленный в каркасе из металлических трубок, отдаленно напоминающих телевизионные антенны. Лаконичный металлический объект выделяется на фоне окружающей природы. Она, к слову, поражает своей красотой, навевая мысли скорее о русском севере, чем об Урале.


Три выставки маршрута 6-й уральской индустриальной биеннале будут доступны для посетителей до 10 октября. В начале октября маршрут будет проведен повторно. Следите за информацией на сайте.

Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Открытие выставки «Рудный период. Оксиды» Вадима Кондакова
Фото
Дмитрий Часовитин
Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Инсталляция Вадима Кондакова.
Фото
Илья Поляков
Маршрут Уральской индустриальной биеннале по Свердловской области
Природа вокруг поселка Черноисточинск.
Фото
Илья Поляков