Venice Glass Week 2019: репортаж с места событий

7 — 15 сентября в Венеции проходит Venice Glass Week . Там побывала наш постоянный автор Марина Ширская и рассказала читателям ELLE DECORATION о самых ярких событиях фестиваля этого года

Венеция знает толк в фестивалях, поэтому любая новая инициатива там рискует пройти незамеченной. Особенно это опасно, если речь идет о фестивале стекла, потому что Венеция — это и есть бесконечный, яркий, блестящий и разбрасывающий разноцветные блики фестиваль стекла. Однако проходящая вот уже в третий раз 7 — 15 сентября венецианская Venice Glass Week с каждым годом лишь набирает обороты, уверенность и мощь.

Punta Conterie
Фото
Maris Croatto

Все началось три года назад, благодаря инициативе филантропа, страстного коллекционера и пропагандиста венецианского художественного стекла Дэвида Ландау (David Landau), который сегодня является соучредителем фестиваля. Ландау говорит, что в какой-то момент закрытость, тщательно охраняемые секреты и сложные экономические условия привели местную индустрию художественного стекла в плачевное состояние. Из нескольких сотен стеклоплавильных печей на острове Мурано осталось не более 50.

Вазы, дизайн Массимо Микелуцци, на выставке в Palazzo Loredan.

Сегодня муранское стекло нуждается в новом виде защиты, который бы выражался в открытости, стремлении делиться опытом и внедрении новых технологий при участии современных дизайнеров и художников со всего мира. К спасению подключились местные музеи и фонды. И та инициатива, которая начиналась как попытка сохранения истории Мурано и стремление создать большую аудиторию для муранского стекла, переросла в международный форум, которым является сегодня Venice Glass Week.

Выставка в официальном центре Venice Glass Week 2019 в Palazzo Loredan.

И если вы любите художественное стекло также, как люблю его я, и делаете разницу между китайскими сувенирами и настоящим искусством, то вот несколько рекомендаций, которыми стоит воспользоваться, случись вам оказаться в Венеции на этой неделе. К слову, почти все перечисленные места будут актуальны и в следующем году, хотя, учитывая, с какой скоростью за эти три года выросло количество участников, к ним точно прибавятся новые.

Программа этого года включает в себя 180 мероприятий: музейные выставки, вернисажи небольших галерей, открытые демонстрации на производстве прямо у горящих печей, лекции и круглые столы, вечеринки и, что не мало важно, встречи дизайнеров и архитекторов с мастерами для обсуждения дальнейшего сотрудничества.

Вазы Confetti, дизайн Бенджамина Мура, Venini.
Вазы Soft, дизайн Дэна Дэйли, Venini.
Вазы Acqua, дизайн Микелы Каттай, Venini.

Для начала зайдите в Palazzo Franchetti и Palazzo Loredan, которые являются официальными центрами Venice Glass Week 2019 и стоят рядом на площади San Marco. Помимо прекрасно сохранившихся исторических интерьеров в обоих сейчас выставлены работы современных художников и дизайнеров. Так в Palazzo Loredan можно увидеть интереснейшие объекты художников, создающих сегодняшний образ компании Venini — Venini Collective 2019. Это, прежде всего, вазы Confetti американца Бенджамина Мура (Benjamin Moore) и Soft Дэна Дэйли (Dan Dailey) — оба автора испытывают художественные возможности еще не застывшего податливого стекла. И, конечно, вазы Acqua и Contrasto работы арт-директора компании Микелы Каттай (Michela Cattai), в которых она сплетает воедино традиции муранского стекла с элементами японской чайной церемонии.

The Genezis Set, дизайн Петера Борковича.
Вазы Azoics, дизайн Эммануэля Бабледа.

Кроме того, вам наверняка понравятся медитативные работы Танья Пак, запеченные в кухонной духовке многослойные картины Петера Борковича (Peter Borkovics) и толстостенные сосуды Эммануэля Бабледа (Emmanuel Babled). А в Palazzo Franchetti непременно дойдите до работ Марчелло Панца (Marcello Panza) и Ивана Бая (Ivan Baj), создающих монументальные по масштабу и лаконичные по форме произведения из стекла для компании Aqua.

Ваза Ninfea, дизайн Ивана Бая, Aqua.

Музей Le Stanze Del Vetro на острове Sant Giorgio Maggiore приглашает на выставку Thomas Stearns at Venini и знакомит с работами этого известного американского художника, в годы его пребывания в Венеции (1960—1962). Стернс (Thomas Stearns), наверняка, позавидовал бы сегодняшним дизайнерам, узнав, что титулованные «маэстри» в наши дни открыты экспериментам и сотрудничеству. Потому что в его годы единственный мастер, согласившийся отступить от традиционной декоративности и строгой симметрии и пустится с ним на просторы экспериментов с цветным непрозрачным стеклом и ассиметричными формами, был молодой мастер «Checco» Онгаро.

Venice Sentinel, дизайн Томаса Стернса, 1961-62. Выставка Thomas Stearns at Venini в музее Le Stanze Del Verto.

Конечно, на самом острове Мурано тоже есть, что посмотреть. Начать можно в палаццо Barovier & Toso (читайте о нем в нашем специальном материале), в котором, например, представлены три вазы, выпущенные к открытию фестиваля и приуроченные к 130-летию Эрколя Баровьера (Ercole Barovier) тиражом по 16 экземпляров. Они созданы с использованием многослойной техники перемежающегося цветного белого, бирюзового, коньячного и простого прозрачного стекла с вкраплениями меди и золота.

Вазы, Barovier & Toso. Ограниченный тираж 16 экземпляров.

Следующая обязательная остановка на выставке Glasstress 2019, которой Fondazione Berengo празднует свое 30-летие. Здесь вы увидите новые и старые работы, созданные мастерами студии Беренго в сотрудничестве с известнейшими художниками современности, среди которых Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), Тони Крэгг (Tony Cragg), Жауме Пленса (Jaume Plensa), Илья и Эмилия Кабаковы и Кун Ванмехелен (Koen Vanmechelen) и многие другие.

Silence, Жауме Пленса, 2019. Выставка Glasstress 2019 в Fondazione Berengo.
Фото
Francesco Allegretto
Люстра Rubra, дизайн Жоаны Васконселос. Выставка Glasstress 2019 в Fondazione Berengo.
Фото
Francesco Allegretto
Study of Perspective in Glass, Ай Вэйвэй. Выставка Glasstress 2019 в Fondazione Berengo.
Фото
Francesco Allegretto

Чтобы познакомится с творчеством признанной звезды и виртуоза работающей с муранским стеклом Лино Тальяпетра (Lino Tagliapietra) идите в новое, открывшееся прямо во время фестиваля, эклектичное пространства Puntoa Conterie, посвященное международным креативным проектами, современной еде и вину. После просмотра выставки здесь можно перекусить на открытой террасе с видом на каналы. Закончить осмотр острова можно в музее стекла Museo del Vetro расположенном в двух шагах от Punta Conterie.

Ваза Angel Tear, дизайн Лино Тальяпетры. Puntoa Conterie.
Фото
Russel Johnson

Помимо исторической экспозиции, которая показывает разные этапы развития художественного стекла и важные работы всех известных мастеров, работавших на местных производствах, там сейчас проходит выставка финского дизайнера Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala). Созданные им в Финляндии и на Мурано работы равнозначно талантливы и при этом разительно отличаются по своему цветовому темпераменту и форме. На стендах кристальная ледяная холодность Скандинавии соседствует с яркими и воздушными формами, созданными дизайнером в Венеции.

Бокалы, дизайн Тапио Вирккала из коллекции Rut Bryk Foundation’s /Музей современного искусства EMMA-Espoo.
Фото
Sami Wirkkala
Выставка Тапио Вирккала из коллекции Rut Bryk Foundation’s /Музей современного искусства EMMA-Espoo.
Фото
Sami Wirkkala

Вернувшись с Мурано в Венецию можно заглянуть на крохотную выставку Tirbut to Aleessandro Mendini в бутик-отеле Ca’Pisani Design, организованную в сотрудничестве с Con AteventStudio и демонстрирующую вазы и блюда, созданные Алессандро Мендини (Alessandro Mendidni) в 2014 и 2015 годах для компании Purho. В представленных предметах органические линии соседствуют с четкой геометрией, матовые поверхности с глянцевыми, прозрачность усиливается цветовыми нюансами.

Ваза Gemello, дизайн Алессандро Мендини, Purho.
Ваза Freccia, дизайн Алессандро Мендини, Purho.

Неподалеку в расположенной в отеле Nani Mocenigo Palace галерее Vitraria можно не только посмотреть, но и купить коллекцию небольших разноцветных емкостей из стекла современного художника Омера Арбеля (Omer Arbel). Только помните, что приобрести можно только всю коллекцию целиком.

Ваза, дизайн Карло Скарпы, 1930-е гг, MVM Cappellin & C. Galeria Giustini/Stagetti
Ваза Alveare («улей»), ирридизированное прозрачное стекло, дизайн Карло Скарпы,Venini, 1942. Galeria Claudio Giannolla.
Фото
Katarina Rothfjell

Для тех, кто интересуется коллекционным художественным стеклом в самом начале фестиваля работала ярмарка коллекционного дизайна Nomad (подробный обзор выставки смотрите по ссылке). Галеристы привезли большое количество работ Карло Скарпа (Саrlo Sсarра) и современных мастеров таких как Домитиллы Хардинг (Domitilla Harding), Видара Коксвика (Vidar Koksvik), Кари Молстад (Kari Mølstad).

Ваза Anfora, дизайн Домитиллы Хардинг, Nilufar Edition. Nilufar Gallery.
Ваза Current, дизайн Кари Мольстад. Galeri Format Oslo.
Фото
Jørn Hagen

Для не успевших на Nomad, но мечтающих о серьезных коллекционных образцах муранского художественного стекла есть еще несколько адресов. Поклонникам современного художественного стекла не лишним будет заглянуть в частную галерею Caterina Tognon. В числе прочего она представляет масштабные работы Лауры де Сантиллана (Laura de Santillana), в которых видно стремление автора уйти от функции и поиграть с формами образующимися на грани пустоты и наполненности, прозрачности и непрозрачности.

Rose Amber, Лаура де Сантиллано, 2013. Уникальные экземпляры. Галерея Caterina Tognon, Венеция.

Есть в галерее и прекрасные в своей увядающей красоте стеклянные букеты цветов от Лиллы Табассо (Lilla Tabasso). А за историческими образцами лучше обратиться в очень консервативную галерею Claudio Gianolla — настолько консервативную, что у нее даже нет интернет сайта и Instagram. Во время фестиваля в витринах галереи можно увидеть редчайшие работы муранских мастеров периода между двумя мировыми войнами Эрколе Баровьера, Витторио Дзеккина (Vittorio Zecchin), Наполеоне Мартинуцци (Napoleone Martinuzzi), Томазо Буцци (Tomaso Buzzi) и Карло Скарпа, а внутри вам откроются образцы, обладающие безупречной репутацией и провенансом, относящиеся к гораздо более обширному историческому периоду.

Текст: Марина Ширская

Ваза Primavera, дизайн Эрколя Барвьера, Vetreria Artistica Barovier, 1929, Мурано. Galeria Claudio Giannolla.
Фото
Katarina Rothfjell

Другие материалы по теме:

Nomad Venice: что посмотреть на выставке