Выставка Memphis в Музее Дизайна Vitra

С 6 февраля в Музее Дизайна Vitra проходит выставка «Мемфис: 40 лет между китчем и элегантностью», посвященная легендарной группе дизайнеров-единомышленников

Участники группы Memphis позируют на кровати Masanori по дизайну Умеды Таварайи, 1981.

Группа «Мемфис» — одно из самых ярких явлений в мире дизайна XX столетия. Она была основана зимой 1980-81 гг., когда компания молодых дизайнеров, стремившихся порвать с догмами функционализма, сплотилась вокруг итальянского архитектора и дизайнера Этторе Соттсасса (Ettore Sottsass). Их дебют состоялся в сентябре 1981 года в миланской галерее Arc’74 и сразу стал сенсацией. Объекты Memphis с их броскими цветами и экстравагантными узорами словно сошли со страниц комиксов, породив совершенно новый стиль, в котором слились в гремучую смесь поп-культура, рекламная эстетика и постмодернизм.

Эскиз Натали дю Паскье, 1982.

Выставка «Мемфис: 40 лет между китчем и элегантностью» в Галерее Музея Дизайна Vitra приурочена к сороковой годовщине основания группы и представляет предметы мебели, светильники, аксессуары, рисунки, эскизы и фотографии, воссоздающие картину мира «Мемфис». В экспозицию вошли работы таких известных участников группы, как Этторе Соттсасс, Микеле де Лукки (Michele De Lucchi), Мартин Бедан (Martine Bedin), Майкл Грейвс (Michael Graves), Барбара Радиче (Barbara Radice), Питер Шир (Peter Shire), Натали дю Паскье (Nathalie du Pasquier) и Широ Курамата (Shiro Kuramata).

Джордж Соуден, «Эскиз интерьера 2», 1983.
Столик Kristall, дизайн Микеле де Лукки, 1980-81.

Группа ставила своей целью преодоление диктата функционализма, прославление банального и повседневного и отрицание табу хорошего вкуса. Философия дизайна Memphis также была вдохновлена зарождением информационного общества. Подобно телевидению и компьютерам, объекты группы должны были вступать в коммуникацию со зрителем и рассказывать свою уникальную историю. Прорыв произошел в 1982 году, когда гуру моды Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld) обставил свои апартаменты в Монте-Карло последними новинками «Мемфис». Название группы само по себе предполагало некий гламурный ореол: оно было вдохновлено песней Боба Дилана Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again, которая звучала на первом собрании группы зимой 1980-81 года.

Апартаменты Карла Лагерфельда в Монте-Карло.
Комод «Беверли», дизайн Этторе Соттсасса, 1981.
Кресло Bel-Air, дизайн Питера Шира, 1982.

В 1987 году свободная группа дизайнеров-единомышленников внезапно распалась. Однако несмотря на ее недолгое существование, влияние Memphis на развитие дизайна XX века сложно переоценить. Свой выставкой Музей Дизайна Vitra отдает дань уважения краткой, но насыщенной истории группы, энергия и творческий импульс которой не утратили своей притягательности и по сей день. Говоря словами Барбары Радиче, «группа Memphis началась с идеи изменить облик международного дизайна и выбрала для этого наиболее эффективный, прямой и авантюрный путь».

Сценография выставки итальянского дизайна в Токио, Sottsass Associati, 1984.

Когда: 6 февраля 2021 — 23 января 2022

Где: Галерея Музея Дизайна Vitra, Vitra Design Museum
Charles-Eames-Str. 2, D-79576, Weil am Rhein, т +49 7621 702 3200