Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Москве

В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания ВХУТЕМАС. Об основных вехах истории мастерских и их самых ярких представителях рассказывает новый выставочный проект Музея Москвы

В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке. К юбилею Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая расскажет об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузов. Это первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие художественные эксперименты эпохи авангарда.

И. Лобов. Клубный шкаф-витрина, 1925. Из книги «Искусство в быту». Частная коллекция.
А. Лавинский. Проект избы-читальни, 1925. Из книги «Искусство в быту». Частная коллекция.

На экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа.

А. Дамский. Настольная лампа, конец 1920-х. Современная реконструкция. Коллекция Московского музея дизайна.

Первый раздел выставки посвящен предыстории ВХУТЕМАСа и реформе художественного образования. Второй раздел рассказывает об основном направлении и его дисциплинах: «Пространство», «Объем», «Графика» и «Цвет».

Г. Чичагова. Проекты костюмов для пантомимы: дисциплины 1, 2, 4, 5, 6, 7 (для дисциплины 3 — не сохранился). 1921. Раскрашенные литографии.
Александр Дейнека. Высшие художественно-технические мастерские. Мясницкая. Линогравюра из альбома «Революционная Москва — Третьему конгрессу Коммунистического Интернационала», 1921.

Значительная часть выставки посвящена производственным факультетам, под каждый выделен отдельный зал: Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий. Посетителям расскажут о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, о школе Фаворского и поиске нового образа книги, о том, зачем дизайнеры тканей изучали технические дисциплины и как керамика стала средством пропаганды. Здесь можно будет увидеть образцы мебели и светильников, а также оригинальные комплексные решения для общественных и жилых интерьеров.

Ануфриева М.М. Ситец «Электролиз колхоза». Трехгорная мануфактура, 1930-1932. Х/б ткань, печать. Музей Москвы.
Фото
ANDREY SAZONKIN
Алешин С. С. Керамическое панно. Тверская фарфорово-фаянсовая фабрикаим. М. И. Калинина, 1927. МГОМЗ.
Тарелка, выполненная к III Конгрессу Коминтерна по рисунку О. К. Татевосяна. Москва. Керамический факультет ВХУТЕМАСа. Дулевский фарфоровый завод, 1921. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение. ГМЗ «Царицыно».
Борис Грозевский. Деревянный плакатный шрифт. Дипломная работа (предположительно), 1929. Музей истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Федорова.

Архитектурный, Скульптурный и Живописный факультеты также представлены в отдельных залах.

И, наконец, заключительный раздел экспозиции посвящен расформированию вуза и дальнейшей судьбе его факультетов, вошедших в состав других учебных заведений или организованных как самостоятельные институты.

Г. Вегман. 2 курс, производственное задание на тему «Элеватор, выявление и выражение формы», 1922 г., мастерская Н. Ладовского. Музей МАРХИ.

«Сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухауз по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз. Подступиться к этой большой теме оказалось непросто, и мы внезапно обнаружили, что оказались в роли первопроходцев, — говорит куратор выставки Александра Селиванова, — Вроде как все знают ВХУТЕМАС, ассоциируют с ним Родченко, Татлина, Удальцову, Лабаса, Мухину, Штеренберга, Лисицкого, Фаворского, Попову и других, но в действительности не представляют, что там происходило. Были выставки, посвященные отдельным факультетам, педагогам, но целиком вот так широко и публично о ВХУТЕМАСе еще не рассказывали. Именно поэтому я пригласила делать со мной эту выставку 10 сокураторов — искусствоведов, историков архитектуры, дизайна».

Летающий город Георгия Крутикова, 1928.

Открытие выставки состоится в рамках ежегодной Всероссийской Акции «Ночь искусств» 3 ноября. На выставку уже открыта продажа билетов, их можно приобрести на сайте Музея Москвы.

Когда: 4 ноября 2020 года — 7 февраля 2021 года

Где: Музей Москвы, корпус №1, Красный зал